ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ И ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ, Генеральный директор ООО «Группа независимых консультантов»,
член-корреспондент Международной академии менеджмента, к.ю.н.
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам развития российского Дальнего Востока с учетом текущих интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и интересов российских банков. Автор рассматривает историю, современность и перспективы освоения тихоокеанского побережья России, Китая и США, современные подходы к использованию специальных экономических зон в России и за рубежом, особенности американского, китайского и российского отношения к интеграции в АТР. Дается анализ возможностей межбанковского сотрудничества России и стран АТР и предлагаются пути его дальнейшего развития.

Ключевые слова: Азиатско-Тихоокеанский регион, Дальний Восток, программы развития, территории опережающего развития, специальные экономические зоны, интеграция, межбанковское сотрудничество

Значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) (на английском языке: Asia-Pacific или Asia Pacific, а сокращенно Asia-Pac, AsPac, APAC, APJ, JAPA или JAPAC) для развития мировой экономики трудно переоценить, ведь он включает в себя территорию нескольких десятков государств, расположенных по периметру Тихого океана и на тихоокеанских островах. Как это ни странно, понятие АТР, столь популярное в научной литературе и в реальной политике, до сих пор не имеет четкого определения. В самом широком смысле к АТР эксперты относят 58 стран, включая в некоторых случаях Союз Мьянма, Индию, Шри-Ланка, Бангладеш, которые выходят к Индийскому, а не к Тихому океану (однако часть географов утверждает, что Индийский океан является на самом деле внутренним морем Тихого океана). Нередко к АТР относят Монголию и Непал, которые вообще не имеют выхода к океану. Укрупненно в АТР можно выделить четыре подрегиона: австралийскоокеанский, азиатский (страны СНГ - Россия, Казахстан, а также Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия), североамериканский и южноамериканский.

Строго говоря, учитывая географию расположения этих подрегионов, вместо АТР было бы более правильным использовать термин Азиатско-Американский тихоокеанский регион или просто Тихоокеанский регион (ведь термин Американо-Тихоокеанский регион имеет такое же право на существование, как и Азиатско-Тихоокеанский). Однако с появлением так называемых «азиатских тигров» первой волны (1960-1990-е годы), т.е. азиатских стран, отличавшихся высокими темпами роста ВВП (к ним относятся Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг), а позднее с началом переноса высокотехнологичных промышленных производств из Европы и США в страны Азии в конце 1980-х годов и появлением «азиатских тигров» второй волны (Таиланд, Малайзия, Индонезия) именно азиатская составляющая общего обозначения стран тихоокеанского бассейна вышла на первый план. Поэтому термин АТР стал основным при описании политических и экономических интеграционных процессов среди государств этого региона. Среди них крупнейшими и наиболее экономически развитыми являются США, КНР и Япония и Россия. В экономических исследованиях, как правило, указывается, что страны АТР составляют самую динамично развивающуюся часть планеты (кроме Японии, для чего был даже придуман отдельный термин - АТР за исключением Японии - Asia-Pacific excluding Japan или сокращенно APEJ или APeJ).

Еще с середины 1990-х годов глобальный центр экономического развития стал постепенно смещаться из Европы в АТР. Не случайно 21 век получил название «тихоокеанско-го». Хотя еще в начале 20 века известный американский политик, личный секретарь президента А. Линкольна, а впоследствии и госсекретарь США во времена правления президентов У. МакКинли и Т. Рузвельта Джон Милтон Хэй (John Milton Hay, 1838 - 1905) сформулировал тезис, определивший отношение США к этому региону: «Средиземное море - это океан прошлого, Атлантический океан - настоящего, а Тихий океан - будущего».

История освоения российского и североамериканского тихоокеанского побережья
Хэй застал то время, когда, руководствуясь национальной доктриной освоения западного (тихоокеанского) побережья США под названием Manifest Destiny («предначертанная судьба»), США, в то время еще Североамериканские Соединенные Штаты, начали активно осваивать берега Тихого океана. Начало же промыслового освоения северозападного побережья Северной Америки американцами было положено в ходе первой сухопутной экспедиции Мериуэзера Льюиса и Уильяма Кларка через территорию США из Сент-Луиса к тихоокеанскому побережью и обратно (1804­ 1806 гг.). Экспедиция Льюиса и Кларка обследовала устье реки Колумбия (в последующем штат Орегон) и основала здесь форт Клатсоп. В 1811 году Тихоокеанская пушная компания (Pacific Fur Company) поблизости от Клатсопа основала город Асторию. Вскоре здесь начала действовать и Компания Гудзонова залива. Массовый же приток американских переселенцев из внутриматериковых штатов в штат Орегон начался в 1830-х годах. Однако резкий толчок в развитии западного, самого плодородного побережья США произошел только в середине XIX века, после того, как в 1850 году США приобрели у Мексики часть провинции Калифорния и создали одноименный штат. При этом история освоения западного побережья Северной Америки была связана не только с испанцами, основавшими там свои поселения еще в 16 веке, но и с российской Северо-Восточной компанией, созданной в 1791 году российским купцом и путешественником Григорием Ивановичем Шелиховым (1747-1795) (в некоторых источниках он указан как Шелехов). В 1783-1786 годах Г. Шелихов возглавлял морской поход, в ходе которого были заложены первые русские поселения на западном побережье Северной Америки. В 1794 году крупный государственный чиновник Николай Петрович Резанов (1764-1807) был отправлен в Иркутск проинспектировать СевероВосточную компанию. Рассказы о дальних странах и богатство купца способствовали женитьбе Н. Резанова на 15-летней дочери Г. Шелихова Анне. К сожалению, через полгода после свадьбы Г. Шелихов скончался, завещав свою компанию Н. Резанову.

Вернувшись в Санкт-Петербург, Н. Резанов потратил несколько лет на получение высшего одобрения императорского двора на развитие Русской Америки. Наконец в 1799 году император Павел I не только согласился с его предложением создать на основе промыслов покойного Г. Шелихова Российско-американскую торговую компанию, но и обеспечил соответствующее финансирование. Пайщиками новой компании стало государство, члены императорской семьи и сам Н. Резанов, активно руководивший делами компании из Санкт-Петербурга. После смерти жены в 1802 году Н. Резанов стал первым послом российской империи в Японии (1803-1804 гг.), однако его миссия окончилась провалом, и он получил разрешение заняться делами компании. Осуществляя инспекцию русских поселений на западном побережье Америки, в марте 1806 года Н. Резанов на корабле «Юнона» прибыл в испанский порт Yerba Buena, который стал городом Сан-Франциско только в 1850 году. Дальнейшая история трагической любви 42-летнего Н. Резанова и 15-летней Кончиты (Консепсьон) Аргуэльо, дочери коменданта испанской местной крепости, стала известна всему миру уже в XX веке благодаря известной рок-опере «Юнона» и «Авось» на стихи А. Вознесенского, поставленной московским Театром им. Ленинского комсомола в 1981 году.

Благодаря «золотой лихорадке» 1849-1856 годов, прокладке Трансамериканской железной дороги и «нефтяной лихорадке» 1890-х годов тихоокеанское побережье США стало местом притяжения огромного количества искателей лучшей жизни. Если в 1848 году население порта Yerba Buena (предшественника Сан-Франциско) составляло всего 800 человек, в основном браконьеров, то после обнаружения в 1849 году золота, через два года здесь проживало уже 25 тыс. Родившийся здесь Джон Гриффит Чейни (John Griffith Chaney, 1876-1916), ставший впоследствии всемирно известным писателем Джеком Лондоном (Jack London), в своих книгах дал яркую картину жизни старателейзолотоискателей и морских бродяг, которые в то время здесь жили. Еще одному выдающемуся американскому писателю - Марку Твену ошибочно, но все же регулярно приписывается высказывание: «Самая холодная зима, которую я когда-либо испытывал, - лето Сан-Франциско».

Сегодня Сан-Франциско - крупный мегаполис с населением в 850 тыс. чел., одну треть из которых составляют этнические китайцы-граждане США, предки которых в середине 19 века строили Трансамериканскую железную дорогу. Всего на территориях, расположенных вдоль берегов залива Сан-Франциско, проживают 7,5 млн чел. А на долю штата Калифорния приходится 15% ВВП США (в 2014 году 2,2 трлн долл. США - больше, чем объем ВВП России (2,050 трлн долл. США), причем 500 млрд долл. США приносит Голливуд - индустрия кино).

Развитие Русской Америки связано не только с именами Г. Шелихова и Н. Резанова, но и Александра Андреевича Баранова (1746 - 1819), управляющего директора Российско-американской торговой компании и первого Главного правителя русских поселений в Северной Америке в период с 1790 по 1818 годы. Это по его указанию в 1812 году в Северной Калифорнии был воздвигнут Форт Росс, предназначенный для снабжения продовольствием российских поселений на Аляске. Пожалуй, А. Баранов вполне заслуженно может считаться отцом-основателем Аляски, да, впрочем, и главным инициатором развития поселений на всем западном побережье Северной Америки.

История же освоения российского Дальнего Востока берет свое начало с середины 17 века, когда здесь появились русские путешественники, продолжившие дело Ермака Тимофеевича, казацкого атамана-покорителя Сибири в 1581­ 1583 гг., и исследовавшие Берингов пролив, Аляску, Чукотку и Колыму (С.И. Дежнев в 1648 г.), Охотское побережье (И.Ю. Москвитин), Камчатку (М.В. Стадухин), Приамурье (В.Д. Поярков и Е.П. Хабаров). В середине 19 века важную роль в возвращении России отторгнутых у нее районов Приамурья и Приморья и исследованиях устья Амура, Татарского пролива и острова Сахалин сыграла Амурская экспедиции под руководством контр-адмирала Г.И. Невельского.

Промышленное развитие Дальнего Востока началось благодаря гению государственного стратегического планирования в России - министру финансов Российской империи С.Ю. Витте (1849-1915). Его так называемый «Зауральский» план предусматривал освоение земель Дальнего Востока посредством строительства Транссибирской магистрали за счет огромного частного франко-русско-германокитайско-бельгийского акционерного капитала.

Витте совершенно верно стратегически рассчитал, что строительство Транссиба (начатое в 1891 г.), включая ее южную ветку - Китайско-Восточную железную дорогу, позволит обеспечить не только вывоз российских промышленных товаров на восток, но и реализовать масштабную программу переселения крестьян для освоения огромных территорий Сибири и Дальнего Востока. Действия Витте способствовали бурному росту российской промышленности в начале 20 века. Чтобы решить проблему инвестиций, необходимых для создания современной индустрии, за несколько лет с введения в 1897 г. золотого стандарта Витте удалось привлечь иностранные капиталы в размере 3 млрд золотых рублей. Железнодорожная сеть России была удвоена в крайне сжатые сроки. Железнодорожное строительство способствовало быстрому росту отечественной металлургической и угольной промышленности. Производство чугуна выросло почти в 3,5 раза, добыча угля - в 4,1 раза, процветала сахарная промышленность. Построив Сибирскую и Восточно-Китайскую железные дороги, Витте открыл для колонизации и хозяйственного освоения огромные пространства Маньчжурии.

Сегодня Транссиб длиной 9298,2 км - самая длинная в мире железная дорога, соединяющая Москву (южный ход) и Санкт-Петербург (северный ход) с крупнейшими промышленными городами России в Сибири и на Дальнем Востоке, обеспечивая транспортный коридор Азия-Европа (Пекин - Гамбург). Осуществляя свои планы, Витте нажил себе немало врагов. Его стратегические замыслы с большим трудом пробивали себе дорогу сквозь окружение российского императора Николая II, да и сам император с 1905 года относился к нему с недоверием. Ведь именно по инициативе Витте был составлен Манифест 17 октября 1905 года, даровавший основные гражданские свободы населению России и вводивший институт народного представительства - Государственную думу. Недальновидному и слабохарактерному правителю России сложно было по достоинству оценить многочисленные стратегические инициативы Витте, и весной 1906 года тот был отправлен в отставку. Очевидно, прав был классик грузинской средневековой литературы Шота Руставели (ок. 1172 - ок. 1216), написавший в поэме «Витязь в тигровой шкуре»: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны».

Современные программы развития Дальнего Востока
Возможно, причиной сдерживания развития тихоокеанского направления и в далеком прошлом, и в течение всего 20 века была европейская ориентация российской политики, доминировавшая еще со времен Петра I. После распада Советского Союза в течение всех 25 лет своего существования Российская Федерация неоднократно меняла направление своей внешней политики, что оказывало самое существенное влияние на экономику страны - от попыток наладить отношения с Европейским Союзом до перезагрузки отношений с США и наконец, выстраивания с марта 2014 года новых отношений с Китаем и другими странами АТР. Под термином Дальний Восток понимается, прежде всего, Дальневосточный федеральный округ (ДФО), который включает в себя ряд субъектов РФ, расположенных на тихоокеанском побережье: Республику Саха (Якутия), Приморский и Хабаровский края, области Амурскую, Камчатскую, Магаданскую, Сахалинскую, Чукотский автономный округ. Тема развития и государственной поддержки экономики Дальнего Востока и ее направленности на всестороннее сотрудничество со странами АТР неоднократно поднималась на высшем уровне государственного управления РФ. Перечислим лишь основные документы стратегического планирования, касающиеся данного вопроса: указ Президента Российской Федерации от 22.09.1992 № 1118 «О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья», постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 80 «Об утверждении федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р, постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 08 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и др.

Развитием Дальнего Востока последовательно занимались различные федеральные министерства и ведомства - Минэкономразвития, Минрегион, с июля 2012 года - Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (Минвостокразвития). Однако и создание специализированного министерства пока не привело к кардинальному изменению показателей экономического развития дальневосточных регионов. Объясняется это тем, что финансовые возможности большинства дальневосточных регионов по развитию инфраструктуры ограничены. Так, например, в 2012-2015 годах внутренний долг Приморского края увеличился более чем в 17 раз. На 1 марта 2012 года он составлял 447,9 миллиона рублей, а на 1 февраля 2015 года уже 8 миллиардов рублей, из них 318,8 миллиона рублей - бюджетный кредит. При этом долг муниципалитетов края составляет 5 миллиардов рублей - это самый большой объем долга муниципалитетов среди регионов Дальнего Востока.

Государственные же программы, направленные на развитие Дальневосточного федерального округа, хронически недофинансируются (за исключением 21 млрд долл. США, потраченных на подготовку к саммиту АТЭС во Владивостоке в сентябре 2012 года). Это препятствует созданию новых объектов промышленности и инфраструктуры, а зачастую не позволяет завершить строительство даже объектов высокой степени готовности. В 2015 году секвестр бюджета на 10% еще больше ухудшит положение с бюджетным ассигнованием утвержденных Правительством РФ программ.

Территории опережающего развития
В условиях западных санкций и сокращения бюджетного финансирования основным инструментом развития Дальнего Востока, по замыслу нынешнего руководства Минвостокразвития РФ, должны стать так называемые «территории опережающего развития» (ТОРы), закон о которых вступил в силу 30 марта 2015 года (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 73-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»).

Под территорией опережающего социально-экономического развития (ТОР) понимается часть территории субъекта Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства РФ установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятной среды для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного развития экономики и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

ТОР создается на 70 лет по решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа, при этом срок ее существования может быть продлен. В постановлении Правительства РФ указывается перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности; минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на этой территории; положение о применении или неприменении на ТОР таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза; описание местоположения границ ТОР; при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами ТОР технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Федеральным законом определяются порядок создания и прекращения существования ТОР, порядок управления ТОР, меры по созданию и развитию ТОР, правовое положение резидентов ТОР и особенности осуществления ими деятельности на соответствующей территории, а также особенности осуществления на ней полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Предусматриваются также особенности осуществления трудовой, медицинской, образовательной и иных видов деятельности, особенности регулирования имущественных, земельных, градостроительных, экологических и иных отношений применительно к ТОР.

Кроме того, устанавливаются особенности создания и функционирования институтов развития Дальнего Востока, отдельные меры государственной поддержки субъектов РФ, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), а также особенности создания ТОР в монопрофильных муниципальных образованиях Российской Федерации (моногородах). В течение трех лет со дня вступления в силу закона ТОРы могут создаваться на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на территориях моногородов с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в соответствующий перечень, утверждаемый правительством РФ, а по истечении трех лет - на территориях остальных субъектов РФ.

Создание ТОРов финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов регионов Дальнего Востока, местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иных источников, по замыслу законодателя, преимущественно за счет частных российских и иностранных инвесторов. Управляют ТОР органы управления, в соответствии с их компетенцией, установленной законопроектом, в которые входят Уполномоченный федерального органа исполнительной власти (ФОИВ).

Управляющая компания и Наблюдательный совет по каждой ТОР (состав и полномочия которого утверждаются уполномоченным ФОИВ). Управляющая компания (или ее дочерние компании) (далее также - УК) осуществляет непосредственные управленческие и административно-хозяйственные функции и полномочия, такие как: строительство объектов инфраструктуры ТОР, и обеспечивает их функционирование, ведет реестр резидентов ТОР, предоставляет юридические и иные услуги резидентам (бухгалтерских услуг, услуг таможенного брокера (представителя). Кроме того, управляющая компания выполняет отдельные полномочия органов местного самоуправления на данной территории, а именно: обеспечивает освещение, эксплуатацию автомобильных дорог, транспортное обслуживание на ТОР, организует электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, сбор, вывоз твердых бытовых отходов и мусора, а также благоустройство; создает условия для обеспечения лиц, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организует оказание медицинской помощи в рамках частной системы здравоохранения; организует строительство жилых помещений и их содержание. Деятельность УК прозрачна и подлежит обязательному опубликованию.

На 1 апреля 2015 года определены первые три ТОРа в Хабаровском крае и Приморье. В апреле с. г. на очередное заседание правительственной комиссии планируется вынести еще 6 проектов создания ТОР - в Чукотском АО, Камчатском крае, Амурской области и Приморском крае. Однако проблемы ТОРов начнутся с вопросов финансирования, когда выясниться что в роли основного инвестора по-прежнему должно выступить государство, а предварительные договоренности с частными инвесторами, в том числе иностранными, не могут быть выполнены в силу международных санкций.

Многие эксперты выражают сомнение вообще в возможности привлечения солидных иностранных инвестиций в проекты, под которые будут создаваться ТОРы. Ведь закон о ТОРах принимался в первую очередь для организации несырьевых производственных мощностей, ориентированных на экспорт в страны АТР. Вместе с тем, по данным Федеральной таможенной службы РФ, в 2014 году общий товарооборот Дальнего Востока снизился с $40 млрд до $39 млрд, причем за счет падения импорта. Экспорт в денежном выражении вырос незначительно - на 1,6% и составил около $28,5 млрд. В то же время импорт упал на 12,8% - до $10,5 млрд.

Однако самое важное, что 70,3% от экспорта ДФО составляло углеводородное сырье (нефть, газ, нефтепродукты, уголь) - его поставки увеличились на 2,9%, составив $20 млрд. Вывоз продовольствия (8,1% в удельном весе) снизился на 4,5%, составив $2,3 млрд. Морепродукты - 7,7% в удельном весе и $2,2 млрд экспортной выручки (-5,4%). Свыше половины импорта - 51,6% или $5,4 млрд - пришлось на машины и оборудование, их ввоз упал на 22,3%. Металлоконструкции - 11,3% или $1,2 млрд импортных затрат с ростом 18,5%. Увеличился на 3,4% ввоз продовольствия (10,9% в удельном весе импорта), составив $1,15 млрд. Дальний Восток ввозил на 3,4% больше химического сырья (9,3% или $977 млн удельном весе). В то же время на 23,1% сократился ввоз текстиля и обувной продукции (6,8% или $712 млн в удельном весе импорта).

Основным партнером Дальнего Востока по импорту традиционно является Китай (19% или $5,4 млрд в экспорте и 45% или $4,7 млрд в импорте по итогам 2014 года), и он свою долю на дальневосточном рынке ощутимо сократил - на 0,5% в экспортной и на 16,1% в импортной составляющей. Эта страна занимает 70,2% ($699 млн) в дальневосточном импорте электроники и электрооборудования, 30,9% ($628 млн) в импорте машин и оборудования, 68,9% ($311 млн) в импорте пластмасс, от 91% до 99% (около $460 млн в сумме) в импорте различных категорий одежды и обуви, по овощам 98,7% ($181,8 млн), фруктам - 48,6% ($88,9 млн).

Основной потребляемый КНР российский товар - это минеральное сырье. Китай потребляет, впрочем, только 16,9% экспортируемой через Дальний Восток нефти на сумму $3,285 млрд. Однако для самого Китая этот товар занимает 60,6% в российском экспорте. Около 41,5% ($911,6 млн) экспорта дальневосточной морепродукции и 77,6% дальневосточного леса также идет в КНР. В целом же товарооборот РФ и Китая в 2014 году составил $95 млрд (в 2015-м Москва и Пекин планировали иметь объем торговли в $100 млрд, а в 2020-м - $200 млрд), однако в первом квартале 2015 года доля импорта из Китая упала более чем на 30%.

Экспорт в Республику Корея в 2014 году составил 32% или $9,1 млрд от дальневосточного вывоза и увеличился по итогам года на 8,1%. Однако, как и в случае с Китаем, главной статьей дальневосточного экспорта в Южную Корею являются топливо, нефть и нефтепродукты - 81,3%, что равнозначно экспортной выручке $7,4 млрд. Для Дальнего Востока Корея является одним из основных потребителей, занимая 38,1% от общего объема поставок углеводородов.

На 7,3% в 2014 году сократился дальневосточный экспорт в Японию (он по итогам года составляет 29,7% от общего экспорта) - до $8,47 млрд. Импорт (16,9% в удельном весе) вырос на 2,5% до $1,8 млрд. Основных статей импорта две - автомобили (60,5% или $1,1 млрд) и машины и оборудование (25,1% или $445 млн). При этом Япония занимает 60,8% во ввозе автотранспорта на Дальний Восток и 21,9% - в импорте оборудования. Подавляющую же долю в экспорте составляет топливо, нефть и нефтепродукты - 93,9% или $7,95 млрд. Япония потребляет 40,9% дальневосточных углеводородов. По данной статье экспорт упал на 10,1% в натуральном и на 5,8% в денежном выражении. Второй по значимости товар (со значительным отрывом) - морепродукты, 2,5% или $210 млн; третий - лес, 1,6% или $131 млн.

С учетом этих данных становится ясно, что главный интерес к России со стороны ведущих стран АТР - ближайших соседей России - лежит в плоскости поставок минерального сырья в обмен на высокотехнологичные товары собственного производства. При этом важно понимать, что абсолютное большинство мировых производителей сложной промышленной продукции концентрируются на маркетинге, разработке, дизайне, производстве уникальных ключевых компонентов, финальной сборке и послепродажном обслуживании у себя в стране либо в странах, позволяющих обеспечить высокое качество продукции при минимальных затратах. Производство же компонентов они передают поставщикам, в том числе и зарубежным, однако о капиталовложениях в создание производственных мощностей данных поставщиков речь не идет практически никогда.

В условиях наличия огромных высококвалифицированных и достаточно дешевых трудовых ресурсов и мощных высокотехнологичных компаний в Китае, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии, США, Канады вряд ли можно надеяться на то, что представители этих стран будут инвестировать в создание конкурентоспособных производств на территории Дальнего Востока, к тому же ориентированных на экспорт в те же страны АТР и импортозамещение. Поставлять свою импортную продукцию в Россию страны АТР могут и без ТОРов.

Впрочем, это не исключает возможности привлечения на выгодных условиях банковского капитала из тех стран АТР, которые не поддерживают антироссийские международные экономические санкции. Однако для этого необходимо исходить не из создания особого правового режима на ограниченной территории ДФО, а из конкретных проектов, отвечающих интересам Российской Федерации и конкретных инвесторов - российских и/или иностранных. Не исключено, что те же инвесторы из стран АТР захотят реализовать свои инвестиционные проекты не в ДФО, а, например, в Центральной или Западной России, где отсутствует такой дефицит трудовых ресурсов, как на Дальнем Востоке, и имеются прямые каналы поставок продукции в ту же Западную Европу.

Кроме того, существует и определенный международный инвестиционный рейтинг российских регионов, в котором Дальний Восток занимает далеко не ведущие позиции. Поэтому из-за повышенных рисков (Russian risk premium/surcharge/markup) стоимость инвестиций в проекты, реализуемые в ТОРах на Дальнем Востоке, будет выше, чем в том же Центральном федеральном округе.

В целом, за последние 25 лет различные вариации на тему свободных/особых экономических зон, закрытых административно-территориальных образований, зон свободного развития, свободных таможенных зон, внутренних оффшоров, открытых портов и пр., показали свою полную несостоятельность в условиях России. Ведь тот же порт Находка в Приморском крае уже много лет является свободной экономической зоной, но каких-либо видимых успехов там не наблюдается. Вряд ли могут похвастаться своими экономическими успехами и основные льготные налоговые зоны в нашей стране - Калмыкия, Ингушетия, Алтай и Бурятия.

Для экономического развития регионов, в том числе и Дальнего Востока, важны не новые схемы изъятия отдельных территорий из общего для всех субъектов Федерации законодательства, а кардинальное улучшение инвестиционного климата в стране, создание действительно независимой судебной системы, эффективная борьба с коррупцией, стимулирование собственного промышленного производства, развитие среднего и малого бизнеса, обеспечение финансирования целевых программ за счет ставок банковского кредитования ниже уровня рентабельности базовых отраслей промышленности и т.д.

Международный и российский опыт создания свободных/особых экономических зон
Специальные/свободные/особые экономические зоны/зоны свободной торговли, территории опережающего развития и т.д. имеют различное название, однако их суть, как правило, сводится к одному - специальный статус ограниченной по размерам территории, подразумевающий предоставление самой этой территории и/или субъектам хозяйственной деятельности, находящимся на ней, особых привилегий - налоговых, таможенных, административных, финансовых и пр. Для краткости все разновидности можно назвать так:специальные экономические зоны, СЭЗ. Зарубежные исследователи-экономисты именно так их и называют - Special Economic Zones (SEZs). По данным журнала The Economist, в настоящее время в мире насчитывается свыше 4000 СЭЗ. Практически каждое третье государство мира пытается использовать этот инструмент для обеспечения экономического роста. Самый большой успех СЭЗ связан, безусловно, с Китаем. Но имеются также и успешные примеры Объединенных Арабских Эмиратов, Мьянмы, Филиппин, Доминиканской Республики. Южная Корея и Тайвань создали эффективные экотехнологические парки.

Вообще СЭЗы в экономической истории известны с древнейших времен. Еще мощное Финикийское государство, расположенное на восточном побережье Средиземного моря, на месте современного Ливана, во втором тысячелетии до нашей эры объединяло города-государства (charter states) Сидон, Тир, Берута (современный Бейрут), Триполи, Арвад и др. Городам предоставлялось право самостоятельной торговли в соответствии с устанавливаемыми ими самими правилами.

В современной истории первым примером СЭЗ является ирландский аэропорт Шэннон (англ. Shannon, ирл. Aerfort na Sionainne), где в 1947 году сначала была открыта первая беспошлинная зона Duty Free, а затем, в 1959 г. в аэропорту и на прилегающих к нему территориях была создана и первая в мире СЭЗ. По прошествии многих лет, в 2011 году американский журнал Time назвал концепцию развития территории вокруг аэропорта (airport-centered concept) одной из 10 идей, которые изменят мир в 21 столетии. В новейшее время эта идея нашла свое отражение в понятии аэротрополиса (aerotropolis) (по-русски то же явление называется аэрополисом), предложенном директором центра коммерции воздушных портов при университете Северной Каролины Джоном Касарда (John D. Kasarda) в его книге Aerotropolis: The Way W e’ll Live Next («Аэрополис: как мы будем жить в будущем»), написанной в им в соавторстве с журналистом Грегом Линдси (Greg Lindsay).

Хотя сам термин «аэротрополис» был впервые предложен аж в 1939 году нью-йоркским дизайнером и художником Ником ДеСантисом (Nick DeSantis) в ноябрьском номере американского журнала Popular Science, полноценное развитие и использование в научном плане он получил именно благодаря Д. Касарде. Вышедшая в марте 2011 года книга Касарда и Линдси описывает спланированный вокруг аэропорта город плюс бизнес-хаб, располагающий всей необходимой логистической и транспортной инфраструктурой.

По замыслу Д. Касарда в непосредственной близости от воздушного порта должны находиться: огромные складские комплексы (логистические парки, центры обслуживания электронных заказов, склады скоропортящихся товаров, центры дистрибуции); индустриальные парки (авиационные заводы, сборочные производства, научноисследовательские и опытно-конструкторские центры, специализирующиеся в области информационных и прочих высоких технологий), а также офисы, помещения в которых арендуют региональные штаб-квартиры торговых и промышленных компаний (бизнес-парки). Помимо функций, напрямую связанных с перемещением по воздуху, вдоль транспортных артерий, ведущих в аэропорты, выгодно размещать гипермаркеты, отели, рестораны, а также досуговую инфраструктуру (кинотеатры, выставочные и концертные залы). Несмотря на близость аэропорта, на территориях аэрополисов предполагается и наличие жилой и социальной инфраструктуры (жилье, детские сады, школы, поликлиники, больницы и пр.).

Такой подход к городу не только меняет жизнь людей на территории аэрополиса, но и способствует развитию всего региона в целом. В России стратегическое развитие района на основе идей аэрополиса пытается в настоящее время предложить администрация Домодедовского района Московской области, однако пока федеральные власти не дают свое добро на предоставление особого статуса и без того преуспевающему в экономическом плане административному объединению.

В настоящее время Д. Касарда руководит группой консультантов проекта «Экономическая зона аэропорта Шенчжоу» (Zhengzhou Airport Economic Zone) в Китае. Данный проект не является в полном смысле слова аэрополисом, поскольку китайцы считают наличие аэропорта лишь дополнительным активом, повышающим конкурентоспособность региона. А основной акцент делается на возведении так называемых экогородов на новых, ранее незаселенных местах («greenfield eco-cities»). Правда, при этом аэропорт строится одновременно с городом, а не после, как это было ранее.

Вообще именно Китай стал основным центром реализации идеи СЭЗ в новое время. По инициативе великого китайского политика-реформатора Дэна Сяопина (1904-1997) в июле 1979 г. был принят Закон о совместных предприятиях, предусматривающий их функционирование на акционерных началах в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Провинции расположены на юго-восточном побережье Китая, многие китайцы, перебравшиеся жить в соседние промышленно развитые Гонконг и Аомын, были выходцами именно отсюда. В 1980 году было принято решение создать в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь четы СЭЗ, из которых одна - шеньчженская и сыграла ключевую роль в развитии экспортоориентированной экономики Китая.

Идея Дэн Сяопина была на самом деле заимствована у традиционного соперника Китая - Японии. Японская парадигма экономического развития 1950-1970-х годов под названием «Клин летящих гусей» (the Flying Geese Paradigm) была ориентирована на лидерство Японии среди стран АТР - Япония представлялась летящей впереди, а за ней клином расходились Южная Корея, Гонконг, Китай, Вьетнам, Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индонезия). Однако Дэн Сяопин исходил из того, что «клин летящих гусей» в виде СЭЗ должен был лететь вглубь материковой части страны, чтобы дать импульс развитию внутренних, более отсталых регионов, используя при этом финансовые возможности других стран.

С тех пор в Китае были созданы десятки СЭЗ по всей стране. В период с 1979 по 2010 годы средние темпы роста китайской экономики составили 9,8% в год - подобным результатом пока не может гордиться ни одна другая страна в мире. СЭЗ «Жемчужная дельта» (the Pearl Delta Area), «Дельта Янцзы» (the Yangtze Delta), «Боайский залив» (the Bohai Bay Area) и другие привели к появлению на всем протяжении Янцзы целых кластеров мегагородов. В марте 2015 года нынешний председатель КНР Си Цзиньпин (1953 г. р.) призвал ускорить работу по развертыванию новых СЭЗ во внутренних регионах Китая, так как Западный и Восточный Китай уже практически превратились в одну гигантскую СЭЗ. Новый урбанистический план развития Китая предполагает возведение в различных регионах Китая двадцати кластеров мегагородов, из которых пять (the Yangtze River, Yangtze Delta cluster, the Chengdu-Chongqing cluster, the BeijingTianjin-Hebei area, the Pearl River Delta) будут иметь статус национально значимых.
Основными особенностями китайских СЭЗ являются:
- опора на иностранные капиталовложения (национальное законодательство и суды жестко стоят на позициях защиты интересов иностранного капитала, если он не нарушает национальные интересы Китая);
- эффективное использование государственных инвестиций (к 2015 году внутренний долг вырос до 245% от размеров ВВП страны) и национального банковского капитала (в десятку крупнейших банков мира входят 4 китайских банка);
- предоставление СЭЗ определенной рыночной самостоятельности;
- главный приоритет - промышленность. Начавшийся в 2013 году эксперимент по созданию в Шанхае финансовой СЭЗ пока не дал положительных для экономики Китая результатов;
- экспортная ориентация производства, широкое привлечение зарубежных технологий, сырья и управленческой практики;
- широкая кооперация с внутрикитайскими регионами, а также близость к экономически развитым Гонконгу, Макао и Тайваню;
- налоговая система, дифференцированная по регионам и отраслям;
- приток практически неограниченных трудовых ресурсов со всей страны, готовых идти на демпинговые условия по зарплате.

Практика такой разновидности СЭЗ, как внутренние оффшоры, широко используется и в индустриально развитых странах Запада: в США (штаты Делавэр, Невада, Вайоминг), Великобритании (острова Мэн, Гернси и Джерси), в Швейцарии (кантоны Неметель, Фрибург и Цуг).

Из американского опыта СЭЗ особого внимания заслуживает штат Делавэр. Если преимуществами СЭЗ штата Невада являются отсутствие налога на прибыль и налога на доходы физических лиц (НДФЛ) плюс эффективная защита посредством местного законодательства от недружественных поглощений, то привлекательные стороны режима СЭЗ - удобное корпоративное законодательство, обеспечивающее быструю регистрацию компаний (в течение трех дней за 690 долл. США единовременных плюс 345 долл. США ежегодных взносов), а также эффективное и недорогое решение корпоративных споров (за фиксированную пошлину в 12 тыс. долл. США в течение срока до трех недель).

В штате Делавэр зарегистрированы свыше 900 000 американских компаний, в том числе 67% из списка The Fortune 500. Причина такого выбора не только гибкость корпоративного законодательства штата, но и наличие в нем уникального для США инструмента разрешения хозяйственных споров и принятия решений по сделкам о слияниях и поглощениях. Речь идет о так называемом Канцлерском суде, история существования которого берет свое начало еще с XVII века в Британской империи. В настоящее время Делавэрский канцлерский суд (the Delaware Court o f Chancery) является одним из наиболее популярных в мире судебных заведений, благодаря тому что его решения принимаются, основываясь не только на праве закона (rule o f law), т. е. на положениях законодательства штата Делавэр, но и в первую очередь на праве справедливости (rule o f equity). Поэтому местный суд нередко и называют Судом справедливости (Court o f Equity).

Суд имеет многовековую историю вынесения справедливых приговоров. Арбитрами в нем выступают не только действующие федеральные судьи, но и представители бизнессообщества, а также судьи в отставке. В силу высочайшего профессионального и этического уровня судей Канцлерского суда повлиять на них, как это нередко случается в России, невозможно. Это дает иностранным инвесторам стабильность и уверенность в эффективности полученных гарантий со стороны правительства США, американских банков или соинвесторов. Суд справедливости является важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность СЭЗ штата Делавэр.

Кроме того, компании, зарегистрированные в Делавэре, уплачивают НДФЛ только с доходов, полученных в США, и освобождены от федерального налога на прибыль. Один человек может занимать все руководящие должности в корпорации, а акционеры, директора и сотрудники компании могут быть нерезидентами штата Делавэр. При этом следует отметить, что сам по себе статус СЭЗ в США вряд ли дает толчок экономическому развитию. Несмотря на самую низкую безработицу в США (4,5% в штате Делавэр при 5,5% в США в целом), штат Делавэр является одним из самых депрессивных регионов США. Местный низкий уровень безработицы объясняется не наличием высокооплачиваемых рабочих мест, а постоянным оттоком местного населения в регионы с более высоким уровнем жизни.

В целом следует особо отметить, что СЭЗы и ТОРы как их разновидность, несмотря на их распространенность в мире, не являются универсальным чудодейственным способом развития экономики, тем более в масштабах целой страны. Экономическая история знает как положительные примеры, о которых упоминалось выше, так и негативные. В том же Китае сработала на развитие экономики страны лишь каждая четвертая СЭЗ, в среднем в мире оправдывает капиталовложения лишь каждая пятая СЭЗ. Многие экономические зоны способствовали появлению транспортной инфраструктуры, возводившейся за счет государства, но не дали ожидавшегося от них экономического эффекта. Акцент на развитие прибрежных регионов обнажил социально-экономические проблемы нищеты внутриматериковых регионов Китая и способствовал формированию отраслевых и территориальных диспропорций.

В России различные формы СЭЗов использовались еще с конца 1980-х годов. С июля 2005 года после принятия закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было создано 28 промышленно-производственных, технико-внедренческих, туристско-рекреационных и портовых зон. Наибольшую пользу принесли СЭЗ в Татарстане и Липецкой области. Однако изменить ситуацию в экономике страны к лучшему в целом они не способны.

Как показывает мировой опыт, многие проблемы связаны с бюрократией и коррупцией. Отсутствие «одного окна» контакта с государством приводит к необходимости согласования инвестиционных проектов с десятками заинтересованных лиц, как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. Экспортный канал может быть полностью заблокирован неэффективной и коррупциогенной таможенной службой. Недостаточно развитая транспортная инфраструктура, как это имеет место быть на российском Дальнем Востоке, может препятствовать увеличению экспортных потоков. Серьезной проблемой могут стать и попытки незаконного отмывания денежных средств, используя благоприятный режим СЭЗ. В этой связи федеральным и региональным властям, отвечающим за развитие Дальнего Востока, следует быть очень внимательным к попыткам отдельных бывших и действующих госчиновников создать посреднические коммерческие структуры различного рода, предназначенные для «освоения» государственных средств, выделенных под проекты ТОР на Дальнем Востоке.

Современные тенденции в развитии СЭЗ свидетельствуют о том, что шанс на успех имеют те зоны, которые ориентированы на производство конкретной продукции, предназначенной для определенной ниши мирового, а не только регионального рынка. Именно поэтому Китай особое внимание уделяет созданию условий для продвижения продукции, производимой в своих СЭЗах, за рубежом. Морской и сухопутный Шелковые пути, обширные инвестиции в логистику в различных частях мира призваны обеспечить сбыт китайской продукции не только в странах АТР, но и по всему миру. Представляется, что и Россия должна стремиться не к поиску привилегированного статуса в конкретном регионе (Европе, АТР и т.д.), а к возможности расширения рынков сбыта своей высокотехнологичной продукции, независимо от того, в какой части России она произведена.

Интеграционные процессы стран АТР
АТР как наиболее динамичная в плане экономического развития часть планеты, безусловно, вызывает огромный интерес со стороны ведущих держав мира - США и Китая. По сути, интеграционные процессы в АТР определяются именно этими государствами. В настоящее время в АТР разворачивается острое геоэкономическое и геополитическое соперничество США и КНР, которое, видимо, будет во многом влиять и на экспортную ориентацию России, определять и продолжаться многие годы и даже десятилетия.

США делает ставку на скорейшее заключение еще до конца срока полномочий президента Б. Обамы двух жизненно важных для Соединенных Штатов соглашений. Первое из них - о Транстихоокеанском стратегическом экономическом сотрудничестве (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement) предусматривает создание новой международной организации - Транстихоокеанского партнерства, ТТП (TransPacific Partnership, TPP), призванного стать альтернативой таким региональным международным экономическим объединениям, как АСЕАН и АТЭС, с долей стран ТТП (вместе с Японией) в мировом ВВП около 40% и контролем 25% оборота мировой торговли. В состав ТТП могут войти США, Австралия, Канада, Япония, Сингапур, Таиланд, Бруней, Перу, Чили, Малайзия, Мексика, Вьетнам и Новая Зеландия.

Второе соглашение - о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства, ТТИП (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP) предусматривает создание зоны свободной торговли между США и ЕС с потребительским рынком в 820 миллионов человек, долей стран ТТИП в 50% мирового ВВП, 30% объема мировой торговли и 20% мировых прямых иностранных инвестиций. По подсчетам рабочей группы США-ЕС по подготовке соглашения, по состоянию на начало 2013 года объем ежедневной торговли между странами составлял 2,7 млрд долл. США/2 млрд евро. Сторонами по обе стороны Атлантического океана было вложено 3,7 трлн долл. США/2,8 трлн евро в развитие взаимного сотрудничества. По предварительным оценкам экспертов американо-европейской рабочей группы, ТТИП будет ежегодно приносить американской экономике $122 млрд, а европейской - $150 млрд По обе стороны Атлантики может быть создано более двух миллионов новых рабочих мест.

Вышедшая из кризиса экономика США (рост ВВП в 2015 году ожидается около 2,8%) может стать локомотивом для ускорения роста экономики ЕС, которая до сих пор не может оправиться от последствий мирового финансового кризиса 2007-2009 годов. В условиях наметившегося перепроизводства товаров расширение рынков сбыта приобретает стратегическое значение. Однако ТТИП имеет важнейшее не только геоэкономическое (позволит успешно противостоять таким крупным игрокам мировой экономики, как Китай, Россия, Индия), но и геополитическое значение, стимулируя не только экономическое, но политическое сотрудничество. Геополитическая стабильность, как полагают лидеры США и ЕС, станет гарантом долгосрочного экономического эффекта. Не случайно многие западные средства массовой информации уже назвали ТТИП «экономическим НАТО», который будет способствовать укреплению трансатлантической солидарности.

Заключение этих двух соглашений позволит США устранить возможного конкурента в виде ЕС и взять в клещи основного геополитического и геоэкономического соперника - Китай. Предполагается, что впоследствии к участию в ТТП будет приглашена и Индия, крайне заинтересованная в американских инвестициях и выходе на американский рынок. А вот России американские стратеги отводят роль страныизгоя (pariah state) уже в среднесрочной перспективе. В случае успешного создания ТТП на долю США будет приходиться три четверти общего ВВП стран, входящих в партнерство. Это обеспечит американское доминирование в новом экономическом альянсе.

Между тем ТТП - это альтернатива продвигаемой Пекином схеме АСЕАН+6 (региональная экономическая коалиция 10 стран АСЕАН и Китая, Японии, Южной Кореи, Индии, Австралии и Новой Зеландии), которая должна воплотиться на основе соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве, ВРЭП (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Предполагается, что в этом альянсе стран с общим населением свыше 3 млрд человек и ВВП свыше 20 трлн долл. США преобладающую роль будет играть Китай. Однако разница между доминированием США и Китая огромная - США делает ставку не только на экономические, но и на особые политические отношения, обеспечивающие особый статус американцам. В то же самое время Пекин всегда подчеркивает важность приоритета экономических отношений, сохраняя за каждым государством-членом ВРЭП права на проведение независимой внутренней и внешней политики. Истоки такого поведения Китая лежат в конфуцианстве, составляющем неофициальную основу идеологии китайского общества. Согласно Конфуцию, победа остается не за тем, кто огнем и мечом побеждает своего соперника, а за тем, кто создает благоприятные условия для того, чтобы противник стал соратником и другом в силу того, что ему это просто выгодно.

АТР и Россия
ТТП и ВРЭП пока существуют лишь в проекте, существует множество объективных и субъективных проблем, препятствующих заключению данных соглашений (так, например, одних только двусторонних соглашений о свободной торговле у потенциальных членов этих двух альянсов насчитывается свыше четырехсот). Существует также вероятность того, что если в ходе государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в США в сентябре 2015 года будет достигнут прорыв и будет создано единое экономическое пространство стран АТР, то Россия может остаться за его рамками. Ведь на сегодняшний день, к сожалению, и ТТП, и ВРЭП не предусматривают участия в этих альянсах России.

Россия, со своей стороны, выступает однозначно против ТТП, нейтрально относится к ВРЭП и поддерживает идею создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (Free Trade Area of the Asia-Pacific, FTAAP), которая была выдвинута на саммите АТЭС в Ханое еще в 2006 году. На саммите 21 государства АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года после дискуссий о ТТП и ВРЭР абсолютным большинством голосов было принято решение поддержать инициативу России о подготовке своего рода техникоэкономического обоснования FTAAP («a collective strategic study») и доложить о результатах проведенной работы в конце 2016 года. Однако поскольку и США, и Китай продолжают согласование своих собственных проектов с заинтересованными сторонами, не исключено развитие ситуации в любом направлении, к чему России необходимо быть готовой.

Учитывая изложенное, по-видимому, России уже в ближайшее время предстоит сделать важнейший в своей истории выбор:
1) идти своим собственным путем развития, опираясь на тех немногих союзников, которых пока удалось сохранить, но которые неизбежно будут отсеиваться по мере ослабления России (если не будут сняты международные санкции и цена на нефть не пойдет вверх);
2) искать пути взаимопонимания с ЕС, пока не создано ТТИП (в последующем это будет сделать намного сложнее в силу полного контроля над ситуацией со стороны США) и/или с США, руководствуясь древнеримской мудростью «Если не можешь победить своих врагов, присоединяйся к ним» и взаимными интересами, которые, несмотря на очевидные разногласия, все же существуют;
3) создавать совместно с Китаем и Индией зону свободной торговли стран БРИКС и их союзников на условиях более выгодных, чем ТТП и ТТИП.

В любом случае, каким бы ни был выбор, ясно, что считаться с Россией, как участником международных экономических отношений, будут только тогда, когда ее экономическая мощь будет соответствовать ее статусу ключевого глобального игрока, который должен определяться не столь объемом поставляемой на экспорт нефти и количеством проживающих здесь миллиардеров, сколько высоким уровнем социально-экономического развития страны и качества жизни населения. Это потребует концентрации всех имеющихся ресурсов - финансовых, административных, правовых, интеллектуальных на приоритетных географических направлениях. Одним из важнейших и перспективных рынков является АТР. В этой связи, по-видимому, было бы целесообразным ускорить работу по подписанию соответствующих соглашений о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и отдельными странами АТР. Такая работа уже ведется с Вьетнамом и Новой Зеландией.

Темой февральского 2015 года Красноярского экономического форума была «Россия и страны АТР. От политики интеграции к проектам развития». На форуме отмечалось, что пока доля России в импорте стран АТР составляет менее 2%, а доля азиатских инвестиций в Россию составляет менее 1%. Создаваемые по инициативе Минвостокразвития ТОРы пока не получили крупных азиатских инвестиций. В такой ситуации свою положительную роль, как представляется, должны сыграть российские банки.

Межбанковское сотрудничество со странами АТР
По итогам 2014 года Россия впервые за последние 10 лет не вошла в топ-25 самых популярных у иностранных инвесторов стран, хотя еще в 2013 г. она занимала 11-ю строчку. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в 2014 году сократились почти на 70% изза конфликта на Украине и введения западными странами санкций против России.

С закрытием американского и европейского финансовых рынков для обеспечения фондирования российские банки немедленно активизировали усилия по выходу на альтернативные азиатские рынки капитала. Однако здесь они столкнулись с серьезными проблемами. Во-первых, сами по себе азиатские банки, за исключением китайских, не располагают такими большими объемами временно свободных денег, которые могли бы удовлетворить российские потребности. Во-вторых, очень немногие из них готовы пойти на риск попасть под международные санкции (американские и японские банки являются ключевыми игроками на рынке АТР) ради получения каких-либо торговых преференций со стороны России. Даже китайские банки проявляют большую осторожность в развитии межбанковского сотрудничества с Россией, ведь товарооборот Китая с ЕС в семь раз превышает товарооборот с Россией, а с США - в шесть раз. В-третьих, негативно сказывается и отсутствие опыта осуществления масштабных инвестиций, в том числе в совместные проекты на территории Российской Федерации. Немногие проекты, которые все же реализовывались в России с участием азиатских инвесторов, сталкивались с существенными проблемами - постоянное изменение законодательства, неэффективные, ангажированные суды, вымогательство со стороны местных властей и силовых структур, высокие операционные расходы и т.д. В-четвертых, проектная документация, предоставляемая российскими заинтересованными лицами, не соответствует требованиям азиатских частных и государственных инвесторов, включая банки. В-пятых, в некоторых случаях мешают особенности межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Подписание соответствующего протокола к соглашению с Китаем об избежании двойного налогообложения в ближайшие месяцы, возможно, во время пребывания в Москве для празднования юбилея Дня победы Председателя КНР Си Цзиньпина позволит снизить ставки налога с процентов по банковским займам, что существенно облегчит доступ к финансовому рынку Китая. Для дивидендов по акциям российских компаний ставка в 10% сохранится. Сейчас стоимость финансирования в Китае только из-за налога минимум на 10% выше, чем в Европе. Снижение налогов существенно улучшит условия финансирования, в том числе по уже существующим китайским займам «Роснефти», «Транснефти», а в перспективе выиграют также «Газпром» и «Новатэк».

Кроме того, в настоящее время Минфин и ЦБ РФ проводят консультации с коллегами из Китая о допуске российских банков на его долговой рынок. В Китае существуют определенные ограничения для иностранных заемщиков. Тем временем, учитывая огромные инвестиционные возможности китайских банков, российское банковское сообщество ищет пути укрепления с ними межбанковского сотрудничества. Так, например, в рамках ноябрьского 2014 года саммита АТЭС в Пекине Сбербанк подписал соглашения с тремя китайскими партнерами. В частности, с Китайской корпорацией по страхованию экспорта и кредитов (Sinosure) было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве на сумму 2 млрд долл. США для финансирования проектов, связанных с поставками товаров и услуг из Китая, совместных инвестиционных проектов, проектов по локализации производства товаров китайскими компаниями и других видов сотрудничества в России, СНГ и других странах присутствия сторон. С Экспортно-импортным банком Китая, с которым Сбербанк начал сотрудничество в 2010 году, подписаны документы по финансированию торговли между КНР и Россией: рамочное соглашение о кредитных линиях на общую сумму 2 млрд долл. США, соглашение о кредите покупателям для финансирования оборотного капитала на сумму 3,1 млрд юаней, а также индикативные условия кредитного соглашения по финансированию поставок китайского оборудования для клиента Сбербанка. Важность этих документов заключается в том, что впервые российский банк привлекает ресурсы в китайских юанях, в то время как Эксимбанк Китая впервые предоставляет иностранному банку финансирование посредством юаней за рубеж. Увеличение объемов сделок в национальных валютах двух стран позволит увеличить взаимную интеграцию банковских систем.

Кроме того, подписано соглашение о сотрудничестве Сбербанка с Банком Харбина. Предполагается партнерство по нескольким бизнес-направлениям, включая торговое финансирование, документарный бизнес, корреспондентские отношения и операции на финансовых рынках. Соглашение закрепляет намерение Банка Харбина предоставить Сбербанку кредит на цели торгового финансирования его клиентов. В свою очередь Внешэкономбанк, Государственный банк развития Китая (ГБРК), Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) и VEB Asia Ltd. подписали в Пекине меморандум о взаимопонимании, подтверждающий заинтересованность ВЭБа и ГБРК в организации финансирования программ АИЖК. Уточняется, что потребность агентства в финансировании составляет до 135,5 млрд рублей со сроком привлечения кредитных средств до 25 лет. Агентство реализует программы «Жилье для российской семьи» и «Арендное жилье». АИЖК также намерено изучить опыт ГБРК в части финансирования строительства доступного жилья в Китае.

Активную позицию в развитии межбанковского сотрудничества с Китаем занимает и ВТБ, единственный российский банк, имеющий свои отделения в Пекине и Гонконге. Для ВТБ китайский рынок важен с точки зрения расчетов в разных валютах в рамках финансирования разного рода сделок, в том числе инфраструктурных проектов в России, и в частности, на Дальнем Востоке, где ВТБ финансирует ряд сделок по лизингу авиатехники, строительству аэропортов. ВТБ также готов предоставить свою банковскую гарантию для привлечения китайских инвестиций на строительство объектов дорожной инфраструктуры, в транспортные проекты. Ведь вдоль 3000 км российской границы с Китаем есть единственный автомобильный мост в Хабаровске (через Большой Уссурийский остров) и в Благовещенске существует паромная переправа. Для расширения приграничного торгово-экономического сотрудничества необходимы новые комбинированные автомобильно-железнодорожные мосты и транспортно-логистические центры.

Свою положительную роль в этом может сыграть Азиатский инфраструктурный инвестиционный банк, АИИБ (Asia Infrastructure Investment Bank, AIIB) с уставным капиталом 100 млрд долл. США. Си Цзиньпин предложил создать этот банк еще в конце 2013 года для финансирования инфраструктурных проектов в Азии, поскольку Международный валютный фонд, Всемирный банк и Азиатский банк развития (АБР), контролируемые США, обеспечить потребности стран АТР не в состоянии. По оценкам экономистов, на эти цели сейчас требуется ежегодно порядка 750 млрд долл. США, а АБР, к примеру, в прошлом году вложил в инфраструктурные проекты в Азии всего лишь 22 млрд долл. США.

К 1 апреля 2015 года членами АИИБ уже стали или выразили желание ими стать 52 государства мира, в том числе ближайшие союзники США, такие как Великобритания, Канада, Германия, Франция и др. Япония пока воздержалась от участия в АИИБ, но сохранила за собой право вернуться к рассмотрению данного вопроса позже. Россия также подала соответствующую заявку в конце марта 2015 года. Заявку на вступление в этот новый международный финансовый институт подал даже Тайвань, который использовал для этого название «Китайский Тайбэй». Китай утратил контроль над островом в 1949 году, однако мировое сообщество по-прежнему рассматривает его в качестве неотъемлемой части китайской территории.

Еще одним инструментом реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке может стать Новый банк развития (New Development Bank, NDB), ранее называвшийся Банком развития стран БРИКС (the BRICS Development Bank). Соответствующий взнос в размере 18 млрд долл. США будет сделан Россией в ближайшее время. Кроме того, на базе успешно действующего в регионе Евразийского банка развития в 2015 году предполагается создать Банк развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Таким образом, интеграционное сотрудничество России как с институтами развития, так и с коммерческими банками стран АТР, и в первую очередь Китая, позволяет рассчитывать на успешную реализацию крупных инвестиционных проектов, в том числе на Дальнем Востоке, представляющих взаимный интерес. Однако во многом успех этих проектов будет зависеть от инвестиционного климата в России, на который влияет не столь банковская, сколько политическая и судебная системы.