европейский союз глазами российского бизнеса

К.С. ТЕТЕРЯТНИКОВ, Член Правления Вольного экономического общества, руководитель Группы независимых консультантов, к. ю. н.
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена истории, сегодняшнему дню и будущему Европейского союза как соседа и основного торгового партнера Российской Федерации. Автор полагает, что, несмотря на режим международных санкций, существуют объективные возможности для расширения не только приграничного, но и взаимовыгодного экономического сотрудничества среднего и малого бизнеса в различных отраслях, в том числе в экономике знаний. Диверсификация составов советов директоров за счет включения в них иностранных независимых директоров из ЕС и России способствовала бы не только повышению уровня корпоративного управления за счет социокультурного и национального многообразия, но и улучшению взаимного доверия на уровне бизнеса, чего сейчас так не хватает в двусторонних отношениях Российской Федерации и Европейского союза.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Европейский союз, отцы-основатели ЕС, политика разорения соседа, проблемы и перспективы ЕС, разноуровневая система взаимоотношений в Европе, новые сферы сотрудничества, иностранные независимые члены совета директоров.

Российская Федерация географически расположена в Восточной Европе и Северной Азии, причем 1/3 российской территории находится в европейской части, а 2/3 — в Азии. россия, как и Китай, граничит с 14 государствами, при этом пять из них (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша) являются членами Европейского союза (ЕС), а еще одно — Норвегия, хотя и не член Евросоюза, но входит в Европейское экономическое пространство и Шенгенскую зону. Более того, несмотря на взаимные экономические санкции, Евросоюз остается основным торговым партнером для российской Федерации, а среди европейских зарубежных партнеров россия занимает почетное третье место после США и Китая. Возобновление полноценного политического взаимодействия ЕС и россии на данном этапе представляется маловероятным, однако это не исключает расширения и диверсификации экономического сотрудничества, особенно по линии среднего и малого предпринимательства. В этом плане крайне важно понимать особенности своих европейских бизнес-партнеров.

Евросоюз — уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, причем формально он не является ни тем ни другим. Возможно, именно поэтому в отличие от федеративного государства Советский Союз и Соединенных Штатов Америки второе слово названия того объединения на русском языке пишется с прописной буквы — Европейский союз. Этим подчеркивается, что, будучи субъектом международного публичного права, тем не менее Евросоюз государством не является. В отдельных областях решения принимаются независимыми наднациональными институтами, а в других — осуществляются посредством переговоров между государствами-членами.

ЕС объединяет лишь часть народов, проживающих на территории старушки Европы (Grand Dame Europe). На самом деле та Европа, которую в древнегреческой мифологии похитил Зевс, была юной финикийкой — именно этот сюжет лег в основу картин «Похищение Европы» кисти великих художников рембрандта и Серова. «Старушка» же означает лишь принадлежность к так называемому Старому Свету (Европа, Азия и Африка) в противовес открытому Колумбом Новому Свету (Северная Америка).

В настоящее время Евросоюз объединяет 28 из 48 государств, расположенных в Европе (пять из которых лишь частично находятся в Европе, поэтому европейскими государствами их можно назвать только условно). Тем не менее в Европе проживают около 800 млн человек, или 10% населения Земли, из них 520 млн приходится на долю стран ЕС (в россии — 147 млн чел). Площадь ЕС в четыре раза меньше россии, а плотность проживания населения в 15 раз выше (116 чел/кв. км). На экономику стран Евросоюза приходится 24,6% мирового ВВП (россия — 1,6%). Совокупный ВВП стран Евросоюза по паритету покупательной стоимости (19,2 трлн долл. США) занимает второе место в мире после Китая (21,3 трлн долл. США), опережая при этом США (18,6 трлн долл. США). уже только эти показатели заставляют российский бизнес серьезно задуматься над тем, что такое Евросоюз и каким образом ему удается при всех существующих объективных и субъективных проблемах его развития оставаться в лидерах мирового сообщества.

ИСТОРИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Идея объединения европейских народов неоднократно приходила к политикам разных времен и народов, начиная с римской империи. Об объединенной Европе, построенной на конфедеративной основе с едиными законодательством, денежной системой и армией во главе с императором, мечтал Наполеон [4]. В начале ХХ века идея создания Соединенных Штатов Европы активно продвигалась французскими масонами. В 1915 году В.И. Ленин даже написал известную статью «О лозунге Соединенные Штаты Европы», разоблачающую планы мирового капитала по интеграции Европы в преддверии нарастающей угрозы социализма [5].

В 1922 году австрийский философ, писатель, политик, граф рихард Николаус Куденхове-Калерги (нем. Richard Nikolaus Coudenhove-Kalergi; 1894-1972) опубликовал свое знаменитое произведение «Пан-Европа» и основал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. Идеи Куденхове-Калерги быстро завоевали поддержку многих европейских интеллектуалов, среди которых следует упомянуть такие имена, как Гийом Аполлинер, Альберт Эйнштейн, Зигмунд Фрейд, Томас Манн, Хосе Ортега-и-Гассет, Пабло Пикассо, Райнер Мария Рильке, Сен-Жон Перс и др. В число членов организации вошли также политики Аристид Бриан (фр. Aristide Briand; 1862-1932) и Конрад Аденауэр (нем. Konrad Hermann Joseph Adenauer; 1876-1967), сыгравшие в последующем ключевую роль в рождении прототипа Евросоюза.

Среди отцов-основателей ЕС сегодня не упоминается имя Аристида Бриана, многократного министра иностранных дел и премьер-министра Франции, дважды лауреата Нобелевской премии мира, первого председателя Панъевропейского союза, создателя первой европейской системы коллективной безопасности, положившей в основу принцип запрета войны как средства национальной политики, автора несостоявшегося проекта Конфедерации европейских государств 1929-1931 гг. Бриан, к сожалению, допустил целый ряд ошибок, связанных с общественно-политической обстановкой того времени: игнорирование Советского Союза, уже игравшего в то время существенную роль в Европе; акцент на военно-политические, а не на экономические аспекты; направленность конфедерации 27 государств Европы при лидерстве Франции против Великобритании, США и Германии. В результате допущенных ошибок панъевропейский проект был провален. Бриан скончался в 1932 году, так и не увидев плодов своих усилий по объединению Европы.

Что касается Куденхове-Калерги, то именно он заложил основы идеологии нынешнего Евросоюза, обозначив его цели: свобода, мир, экономическое процветание и культура. Его книги были запрещены и подлежали сжиганию в фашистской Германии. Он оставил глубочайший след в истории объединения Европы, будучи соавтором знаменитой речи бывшего премьер-министра Великобритании сэра Уинстона Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946 года, где тот заявил: «...мы должны воссоздать европейскую семью в рамках региональной структуры, которая могла бы называться Соединенными Штатами Европы». Черчилль надеялся, что Великобритания, Британское Содружество, США и Советская россия «будут друзьями и покровителями новой Европы, отстаивающими ее право на жизнь и процветание». Последние слова речи Черчилля и сегодня любят цитировать европейские политики и ученые: «Да воскреснет Европа!» («Let Europe arise!”).

Впрочем, дальнейшие действия Черчилля свидетельствуют о том, что его понимание Соединенных Штатов Европы на самом деле сильно отличалось от видения объединенной Европы Куденхове-Калерги. На тот момент времени Лондон и Вашингтон намеревались создать англо-американский союз, в котором Европа рассматривалась лишь как зона свободной торговли под контролем наднациональной инстанции, руководимой Великобританией. Именно поэтому в послевоенный период при активном участии Черчилля, а также спецслужб США и Великобритании был создан целый ряд международных организаций, декларировавших в качестве своей основной цели объединение европейских государств. Среди них можно назвать Лигу европейского сотрудничества (League for European Cooperation, ILEC), генеральным секретарем которой стал Юзеф Ретингер (польск. Jozef Hieronim Retinger; 1888-1960), бывший советник правительства Польши в изгнании (правительство Сикорского в Лондоне) и агент британской разведки, а председателем — бывший премьер-министр Бельгии Поль ван Зееланд (Paul van Zeeland; 1893-1973). В сентябре 1946 года по инициативе будущего главы ЦРУ Аллена Даллеса (Allen Welsh Dulles; 1893-1969) в Швейцарии создается Европейский союз федералистов (Union of European Federalists, UEF). В январе 1947 года Черчилль основал Временный комитет объединенной Европы (Provisionnal United Europe Committee). В самих США при участии руководителей ЦРУ Уильяма Донована (William J. Donovan, 1883-1959) и Аллена Даллеса влиятельный сенатор Джеймс Уильям Фулбрайт (James William Fulbright; 1905-1995), в честь которого была названа в последующем соответствующая образовательная программа, создает Комитет за свободную и объединенную Европу (Free and United Europe Committee). Однако вскоре этот комитет сменил другой — Американский комитет объединенной Европы (American Committee on United Europe).

В мае 1948 года в Гааге Черчилль организует Европейский конгресс, чтобы объединить Общеевропейский союз, Лигу европейского сотрудничества, Союз федералистов и другие подобные организации. В результате принимается решение об учреждении Европейского движения (The European Movement). Президентом движения избирается зять Черчилля барон Дункан Сэндис (Duncan Sandys; 1908-1987), а генеральным секретарем — Юзеф Ретингер. Почетными президентами Европейского движения были избраны известные и популярные политические деятели того времени — У. Черчилль, Леон Блюм (Leon Blum, 1872-1950), бывший узник Бухенвальда и премьер-министр Франции, Альцид Де Гаспери (итал. Alcide Amedeo Francesco De Gasperi; 1881-1954), премьер-министр Италии, Поль-Анри Шарль Спаак (Paul Henri Charles Spaak, 1899-1972), инициатор создания союза Бенилюкс (Бельгии, Нидерландов и Люксембурга). Европейское движение способствовало появлению в 1949 году Совета Европы, объединяющего в настоящее время все 48 европейских государств (россия вошла в Совет Европы только в 1996 году).

Для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла в 1948 была создана Организация европейского экономического сотрудничества (Organisation for European Economic Co-operation, OEEC), с 1961 года именуемая Организацией экономического сотрудничества и развития, ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). В настоящее время в эту международную экономическую организацию входят 35 государств, в том числе и ведущие члены Евросоюза. Однако наряду с европейскими странами членами ОЭСР являются также государства, расположенные в других частях света (например, США, Канада, Австралия, Япония, Южная Корея и т.д.). Россия не входит в состав этой организации, хотя и вела соответствующие переговоры о вступлении в нее. С марта 2014 года эти переговоры прерваны.

В 1949 году на основе Западноевропейского оборонительного союза был создан Североатлантический альянс (North Atlantic Treaty Organization, NATO). В настоящее время в этот военно-политический блок входят 29 государств, в том числе большинство стран Евросоюза.

Очевидно, что во многом стремление к европейской интеграции в трех основных сферах — политике, экономике и обороне обусловливалось страхом перед военной и экономической мощью Советского Союза. Однако помимо этого основного мотива важную роль играл также фактор американо-англо-французского соперничества за лидерство в объединенной Европе. давление Вашингтона и Лондона на своих европейских партнеров по плану Маршалла вызывало у европейцев желание избавиться от навязчивой опеки «старших» товарищей. В начале 1950 года руководитель французской комиссии по планированию и модернизации французской экономики Жан Монне (фр. Jean Monnet, 1888-1979) поделился с министром иностранных дел Франции Робером Шуманом (фр. Robert Schuman, 1986-1963) идеей создания европейской организации, которая бы контролировала все европейское производство угля и стали, в том числе и в Германии. Таким образом, создавался не только единый товарный рынок Европы, способствовавший хозяйственному возрождению Европы, но и достигалась важнейшая цель предотвращения тайного использования этих основных ресурсов для оборонной промышленности.

Заручившись поддержкой федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (нем. Konrad Adenauer, 1876-1967), полностью поддержавшего этот простой, но эффективный план Монне, р. Шуман 9 мая 1950 года сделал официальное заявление об объединении угольной и сталелитейной промышленности Франции и Германии, что дало толчок к созданию Европейского сообщества производителей угля и стали (the European Coal and Steel Community, ECSC).

Интересно, что в Европе существует два официальных праздника, называемых Днем Европы. Они отмечаются в день создания Совета Европы (5 мая 1949 года, объявлен праздником Советом Европы в 1964 году) и в день декларации Шумана (9 мая 1950 года, с 1985 года этот День Европы отмечается ежегодно во всех странах Европейского союза как праздник мира и единства). День же победы над фашистской Германией отмечается 8 мая, когда был подписан соответствующий акт о капитуляции по европейскому времени.

18 апреля 1951 года в Париже был подписан договор о Европейском сообществе производителей угля и стали. Его участниками стали шесть стран — Франция, ФрГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Эти страны и сегодня составляют основу Европейского союза. Парижский договор вступил в силу 23 июля 1952 года и истек 23 июля 2002 года, спустя ровно 50 лет после его вступления в силу.

Официальный список отцов-основателей ЕС (EU founding fathers) включает лишь 11 имен [6]. Среди них семь человек, стоявших у истоков создания Европейского сообщества производителей угля и стали: Ж. Монне (его и сегодня называют «Отцом Европы»), р. Шуман, которого католики пытались даже канонизировать за его заслуги перед Европой, К. Аденауэр (среди европейцев именуемый «Der Alte» («Старик» или «Хозяин» на нем.), Поль-Анри Спаак, «Отец Бенилюкс», Альчиде Де Гаспери, премьер-министр Италии, Жозеф Беш (люксем. Joseph Bech; 1887-1975), премьер-министр Люксембурга, и Йохан Виллем Бейен (нидерл. Johan Willem Beyen; 1897-1976), министр иностранных дел Нидерландов, в последующем сыгравший большую роль в обосновании необходимости горизонтальной, а не только отраслевой интеграции Европы («план Бейена»).

Еще четыре человека внесены в список за различные заслуги перед Евросоюзом. Среди них: уинстон Черчилль — за его призыв к созданию Соединенных Штатов Европы; Альтиеро Спинелли (итал. Altiero Spinelli; 1907-1986) — итальянский государственный деятель, называемый европейцами пророком Европейского союза (prophet of the European Union), поскольку именно он стал автором проекта Договора об учреждении Европейского союза 1984 года («план Спинелли»), послужившего впоследствии основой для Закона о создании единого европейского рынка (the Single European Act of 1986) и Маастрихтского договора о Европейском союзе 1992 года (The Maastricht Treaty on European Union or TEU); Сикко Мансхольт (Sicco Mansholt; 1908-1995), автор Единой сельскохозяйственной политики ЕС, одного из наиболее выдающихся направлений политики союза с начала его основания; и Вальтер Хальштейн (нем. Walter Hallstein; 1901-1982), первый председатель Еврокомиссии после ее создания в 1958 году. Куденхове-Калерги же в список отцов-основателей ЕС не попал, хотя среди его заслуг перед ЕС не только разработка идеологии европейского единства, но и активное участие в создании атрибутов Евросоюза. Так, например, в начале 1950-х годов

Куденхове-Калерги предложил свой вариант флага Совета Европы, который впоследствии стал и флагом Евросоюза — 12 золотых звезд, расположенных по кругу на голубом фоне. Внутри круга звезд, по его замыслу, должен был быть золотой круг, посреди которого был расположен красный христианский крест. 12 звезд означали постоянство (12 времен года, 12 знаков зодиака, 12 часов на циферблате часов и т.д.), а круг — символ единства равных народов (по аналогии с круглым столом Короля Артура). От золотого круга и креста члены Совета Европы отказались, а вот флаг со звездами на голубом фоне был утвержден и существует в неизменном виде до сих пор.

В 1955 году Куденхове-Калерги предложил также принять в качестве нового европейского гимна «Оду к радости» Фридриха Шиллера, положенную на музыку Бетховена. «Ода к радости», написанная Шиллером в 1785 году, посвящалась празднованию братства людей. Прелюдия к «Оде к радости» (4-я часть 9-й симфонии Людвига ван Бетховена) была официально утверждена в качестве гимна Совета Европы лишь в 1972 году, после того как слова на немецком языке были сняты, чтобы не поднимать статус одного языка над другим. Сегодня эта мелодия является официальным гимном как Совета Европы, так и Евросоюза.

Официальный лозунг ЕС “In varietate Concordia” (латинский) или «United in diversity» (англ.) в переводе на русский язык означает «единство в многообразии». Данный лозунг появился лишь в 2000 году после многоступенчатого обсуждения. Этот девиз символизирует единство европейцев в работе на благо мира и процветания при сохранении множества различных культур, традиций и языков Европы. Такой подход полностью соответствует идеям пан-Европы, высказанным Куденхове-Калерги еще в 1922 году.

После создания Европейского сообщества производителей угля и стали европейские страны прошло большой путь по созданию единого экономического пространства, системы правосудия, общей внешней политики и безопасности посредством подписания новых международных договоров — римского, Маастрихтского, Шенгенского, Амстердамского, Ниццкого и, наконец, Лиссабонского. Интеграционные процессы в Европе продолжаются.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ СЕГОДНЯ
В Евросоюзе до сих пор отсутствует конституция. Проект конституции ЕС, подписанный 29 октября 2004 года в Риме, так и не был ратифицирован всеми членами Евросоюза, поэтому 19 октября 2007 года был заменен Лиссабонским договором (Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 года) и Договор об учреждении Европейского сообщества (римский договор от 25 марта 1957 года), англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community). Лиссабонский договор содержит положения о порядке функционирования институтов ЕС в новых условиях. На данный момент сформированы семь руководящих органов ЕС: • Европейский совет (the European Council) — высший политический орган Европейского союза, состоящий из глав государств и правительств стран — членов ЕС.
• Совет Европейского союза (the EU Council or the Council of Ministers) — наряду с Европейским парламентом
один из двух законодательных органов Европейского союза.
• Европейская комиссия (the European Commission) — высший орган исполнительной власти Евросоюза.
Отвечает за выполнение решений ЕС.
• Европейский суд (The Court of Justice of the European Union) — высший суд ЕС.
• Европейский парламент (the European Parliament) имеет три важнейшие задачи: законодательство, бюджетирование и контроль деятельности Европейской комиссии.
• Европейская счетная палата (The European Court of Auditors) — институт, осуществляющий аудиторскую проверку бюджета ЕС и его учреждений.
• Европейский центральный банк (The European Central Bank, ECB) — центральный банк Евросоюза и зоны евро.
Кроме ранее упомянутых договоров, правовую основу деятельности Евросоюза дополняет Хартия Европейского союза об основных правах (The Charter of Fundamental Rights of the EU) от 7 декабря 2000 года. Хартия, представляющая собой самый современный образец Билля о правах (Bill of Rights) США от 15 декабря 1791 года, носила декларативный характер до вступления в силу Лиссабонского договора 1 декабря 2009 года. С тех пор Хартия является юридически обязательным для исполнения документом для всех стран и граждан ЕС. Положения Хартии по сути содержат описание европейских ценностей, подлежащих защите общеевропейскими и национальными судебными органами. Европейский суд нередко прямо ссылается на соответствующие разделы Хартии, обосновывая свои решения.

Европейский суд, расположенный в Люксембурге, — интереснейший институт Евросоюза. Его полное название — European Court of Justice нередко переводят буквально как Европейский суд справедливости. Между тем этот суд был всего лишь назван по аналогии с британским Высоким судом правосудия (Her Majesty’s High Court of Justice in England). В англосаксонском праве исторически сложились два подхода к осуществлению правосудия — на основе верховенства
письменных законов (rule of law) и руководствуясь прагматическими соображениями судьи в каждом конкретном случае, исходя из собственного понимания справедливости (rule of equity). Судебная система Евросоюза не относится ни к англосаксонской, ни к континентальной правовым системам. Это совершенно новый тип правовой системы, где суд исходит как из указанных выше источников права (учредительных договоров и соглашений ЕС), так и из прецедентных решений, исходя из уставных целей Евросоюза.

Особенностью Европейского суда является то, что он сочетает в себе функции конституционного и высшего суда. При этом суд полностью независим от каких-либо иных институтов ЕС. Поэтому было бы правильным называть его либо просто Европейским судом, либо Европейским судом правосудия, нисколько при этом не умаляя справедливости выносимых им решений (ведь слово justice означает не только справедливость, но и правосудие). Европейский суд является высшей судебной инстанцией Евросоюза. Его решения всегда окончательные и не подлежат пересмотру. В силу высочайшего профессионализма это, пожалуй, самое уважаемое всеми европейцами и правительствами стран — членов ЕС учреждение Евросоюза (наименее уважаемые институты Евросоюза — Европарламент и Еврокомиссия).

Европейский союз — первое и пока единственное в мире региональное объединение государств, перешедших к пятой стадии экономической интеграции (вслед за зоной свободной торговли, таможенным и валютным союзом, общим рынком). Однако его влияние на европейские и мировые процессы шире, благодаря участию членов ЕС в целом ряде других объединений. Среди них Шенгенская зона, в которую входят 26 государств, в том числе все страны ЕС (за исклю­чением Великобритании и Ирландии, румынии, Болгарии, Кипра и Хорватии), а также Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн, не входящие в ЕС (плюс карликовые государства Монако, Сан-Марино, Ватикан и Андорра, также признающие Шенген). Пограничный контроль в странах этой зоны с общим населением свыше 400 млн человек осуществляется только на внешней границе — при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля на внутренних рубежах государств, входящих в эту зону.

Еврозона — валютный союз 19 стран — членов ЕС с более чем 330 миллионами жителей. Не входят в еврозону Болгария, Великобритания, Венгрия, Дания, Польша, Румыния, Хорватия, Чехия и Швеция, использующие свои собственные национальные валюты. Кроме того, евро в качестве национальной валюты используют четыре карликовых европейских государства плюс два заморских региона Франции (по договоренности), а также Косово и Черногория (без договоренности с ЕС). Таможенный союз ЕС, в который входят все страны Евросоюза плюс Турция и карликовые государства Монако, Сан-Марино, Ватикан и Андорра. Единый таможенный режим для членов Таможенного союза ЕС означает отмену всех таможенных пошлин и ограничений между странами-членами, введение единого импортного тарифа для товаров и услуг третьих стран, общую торговую политику на внешних рынках.

Европейская экономическая зона (или Европейское экономическое пространство), объединяющая 31 государство, среди которых 28 стран — членов ЕС и три из четырх стран — членов Европейской ассоциации свободной торговли, ЕАСТ (Норвегия, Исландия и Лихтенштейн). Член ЕАСТ Швейцария не входит в пространство, но двусторонние договоры с ЕС позволяют ей успешно работать на внутреннем рынке ЕС. В Европейской экономической зоне действует свобода передвижения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала.

Кроме того, Евросоюз имеет существенное влияние на приграничные с ЕС государства посредством реализации Европейской политики добрососедства, ЕПД (European Neighbourhood Policy; ENP) [7]. Эта долгосрочная политика направлена на создание зоны безопасности и благосостояния вокруг границ ЕС. В рамках ЕПД реализуются конкретные программы развития сотрудничества Евросоюза с соседними странами в области политики, безопасности, экономики и культуры. ЕПД распространяется на отношения с 16 странами Восточной Европы и Средиземноморья (Алжир, Марокко, Египет, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Палестинская Автономия, Сирия, Тунис, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина). На совместные проекты в рамках ЕПД в течение 2014-2020 годов ЕС выделит бюджет в 15,4 млрд евро. Россия хотя официально и не входит в этот список, тем не менее в настоящее время реализует семь совместных с ЕС программ приграничного сотрудничества: «Коларктик», «Карелия», «Юго-Восточная Финляндия — Россия», «Россия — Эстония», «Россия — Латвия», «россия — Литва» и «россия — Польша».

Важно, что ЕПД исключает использование «политики решения собственных проблем за счет соседей» или «политики разорения соседа» (beggar-thy-neighbor policy). Автором этого термина в экономической науке является Джоан Робинсон (Joan Robinson; 1903-1983), известный британский экономист из Кембриджского университета, ученица Джона Мейнарда Кейнса (John Maynard Keynes, 1983-1946).

Выдающийся экономист Кейнс так и не стал нобелевским лауреатом, поскольку Нобелевская премия в сфере экономики была учреждена лишь в 1968 году, а первое ее вручение состоялось в 1969 году. Однако Джоан Робинсон, одна из основательниц макроэкономики как науки, выдвигалась на эту премию в 1975 году, но лауреатом так и не стала (по-видимому, из-за своих увлечений марксизмом и маоизмом). Зато нобелевскими лауреатами стали двое ее учеников — Джозеф Стиглиц и Амартия Сен.

В 1930-е годы в составе так называемого Кембриджского кружка, возглавляемого Кейнсом, Робинсон занималась различными исследованиями причин и последствий Великой депрессии в США. Как известно, летом 1930 года, несмотря на протест 1028 известных американских экономистов, по инициативе президента Герберта Гувера был принят Закон Смута — Хоули о тарифах (The Smoot-Hawley Tariff Act). В соответствии с законом были подняты таможенные ставки на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Результатом стала ответная реакция других государств, даже ближайших соседей — Канады и Мексики, в свою очередь также поднявших пошлины на американские товары. Это привело к резкому спаду торгового оборота между США, их соседями и европейскими странами, что ускорило негативные процессы в американской экономике и окончательно ввергло страну в Великую депрессию.

В 1937 году Робинсон в своем эссе на тему «Введение в теорию занятости» (Introduction to the Theory of Employment) впервые дала определение политики разорения соседа как «экономической политики, с помощью которой одна страна пытается решить свои экономические проблемы за счет других стран». Робинсон перечислила четыре основных инструмента beggar-thy-neighbor policy: искусственная девальвация национальной валюты, сокращение зарплат, экспортные государственные субсидии и ограничение импорта.

Сегодня некоторые лозунги новоизбранного президента США Д. Трампа, которого журнал The Economist называет экономическим националистом (America First), основаны на смеси популизма и протекционизма, что в очередной раз может привести к печальным последствиям как для самих Соединенных Штатов, так и для их крупнейших торговых партнеров — Евросоюза и Китая. В современных условиях глобализации реализация США политики разорения соседа вполне может привести к очередному мировому кризису, в результате которого обнищает уже весь мир (ситуация “Beggar-the-Whole-World”) [8]. В этой связи политика добрососедства, проводимая Евросоюзом, рассматривается многими экспертами как пример взаимовыгодного сотрудничества.

Политика Евросоюза по поддержке кандидатов на вступление и новых членов ЕС также способствует усилению роли этого надгосударственного объединения в мире. Новые члены принимаются в Евросоюз на основе всеобъемлющих процедур, включающих: оценку полноты соответствия кандидата всем стандартам и правилам ЕС, получение согласия со стороны всех семи институтов ЕС и всех 28 членов ЕС, согласие всех граждан этого государства — кандидата на вступление в ЕС, выраженное в соответствии с законодательством этого государства голосованием в парламенте или всенародным референдумом [9].

Для определения готовности кандидата к принятию в Европейский союз в 1993 году на основе Маастрихтского договора Европейским советом были разработаны и приняты так называемые Копенгагенские критерии, в соответствии с которыми государство — кандидат на вступление в Евросоюз должно соблюдать принципы демократии, свободы и уважения прав человека, а также принцип верховенства закона (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза [10].

Кроме того, для кандидатов на вступление в Евросоюз огромное значение имеет набор правил, норм и процедур под общим названием “acquis communautaire”, который можно перевести на русский язык как «Достояние Сообщества», хотя в официальных документах ЕС, публикуемых на различных языках стран — членов ЕС, оно не переводится и употребляется в приведенной выше французской транскрипции. На данный момент времени acquis communautaire включает в себя 35 разделов, в которых изложены правовые основы жизнедеятельности ЕС в самых различных сферах общественно-экономической жизни. Эти нормы не могут быть поставлены под сомнение или модифицированы новыми государствами при их вступлении в ЕС. Первые четыре раздела acquis communautaire посвящены четырем свободам передвижения — людей, товаров, услуг и капитала, являющихся столпами общеевропейского рынка. Там же содержится и перечень основных европейских ценностей, которые кандидаты должны разделять: равенство, свобода, достоинство, уважение других членов ЕС, соблюдение прав человека, верховенство закона, демократия, толерантность, плюрализм мнений и свобода средств массовой информации [11]. На 1 апреля 2017 года приняты и рассмотрены заявки о приеме в ЕС пяти стран (Турецкая Республика, Республика Албания, Черногория, Республика Македония, Республика Сербия). Им официально присвоен статус кандидата на вступление.

Впрочем, это не означает их скорого приема в члены ЕС. Ведь та же Турция имеет статус кандидата с 1999 года, подав заявление на вступление в 1987-м, а вообще-то соглашение об ассоциации было подписано между Турцией и Европейским экономическим сообществом еще в 1960 году. Однако эта страна испытывает большие сложности с приведением своего социально-экономического и политического устройства в соответствие с Копенгагенскими критериями и положениями acquis communautaire. Слишком далека политика, проводимая президентом Турции Эрдоганом, от восприятия мироустройства Евросоюзом. Что касается балканских государств, Евросоюз пытается их подтолкнуть (к перечисленным выше Балканским странам добавляются не признанное Россией Косово и Босния и Герцоговина, с которыми ЕС также подписал соглашение о стабилизации и ассоциации) к созданию некого Балканского экономического сообщества, которое должно совместными усилиями стремиться к достижению стандартов ЕС в области политики, экономики и законодательства). Впрочем, помимо указанных выше соглашений ЕС имеет множество иных соглашений об ассоциации с различными названиями. Так, например, в 2014 году были подписаны соглашения об ассоциации с Грузией, Молдовой и Украиной, ранее были подписаны европейско-средиземноморские соглашения о налаживании ассоциации с Алжиром и Египтом и об ассоциации с Ливаном, Иорданией, Марокко, Израилем и Тунисом. Существуют и многие другие двусторонние договоры о сотрудничестве. Однако, как неоднократно подчеркивало руководство ЕС, статуса ассоциированного члена Евросоюза не существует. Есть лишь статус официального кандидата, который так же, как это видно на примере Турции, далеко не гарантирует вступления в Евросоюз. А договоры об ассоциации различных видов содержат лишь обязательства отдельных государств о проведении политических, экономических или законодательных реформ, приближающих эти страны к стандартам и нормам ЕС. В обмен на это ассоциированное государство может получить определенные ограниченные льготы, например безвизовый въезд при сохранении ограничений на трудоустройство, как это было с Украиной, или беспошлинный доступ к рынку ЕС или отдельных стран ЕС по некоторым товарам и/или услугам, а также финансовую или техническую помощь. Любое соглашение об ассоциации подлежит ратификации всеми государствами — членами ЕС.

В ноябре 2016 года Еврокомиссия выступила с докладом о политике расширения Евросоюза (Communication on EU Enlargement Policy), подтвердив ужесточение контроля за соблюдением требований к кандидатам в члены ЕС [12]. Повидимому, в ближайшие пять — семь лет ЕС сосредоточится на решении своих внутренних проблем развития, отказавшись от приема новых членов. Тем более что, несмотря на стремление многих стран стать членами Евросоюза, существуют и центробежные тенденции по выходу отдельных стран из ЕС. В частности, 29 марта 2017 года заявление о выходе из Евросоюза подала Великобритания. В самой Европе набирают силу евроскептики, представляющие самые различные политические движения. Популисты (тот же Национальный фронт Марин Ле Пен во Франции или движение Пяти звезд в Италии) строят свои избирательные компании на основе протестных настроений европейцев, чьи надежды на счастливое будущее в рамках объединенной Европы не оправдались. Возникают все новые очаги напряженности, связанные с обсуждением возможности выхода различных стран из Евросоюза (Frexit, Grexit, Niderexit, Italexit и т.д.). Все это свидетельствует о наличии серьезных проблем в развитии Евросоюза.


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В преддверии празднования 60-летия Римского договора от 25 марта 1957 года в начале марта 2017 года Еврокомиссия опубликовала доклад «О будущем Европы», содержащий подробный анализ достижений и проблем Евросоюза, а также описание сценариев дальнейшего развития ЕС в период до 2025 года [13]. Причем в подзаголовке доклада было демонстративно указано, что речь идет о 27 членах Евросоюза, хотя на тот момент Великобритания еще не подала соответствующего заявления в Совет ЕС. Более того, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 50 (бывшая статья 49 А) Лиссабонского договора «2. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет. В свете ориентиров, установленных Европейским советом, Союз проводит переговоры и заключает с данным государством соглашение, которое определяет порядок выхода последнего с учетом основ его будущих взаимоотношений с Союзом. Переговоры о заключении данного соглашения проводятся в соответствии с параграфом 3 статьи 218 Договора о функционировании Европейского союза. Соглашение от имени Союза заключает Совет, постановляя квалифицированным большинством, после одобрения Ев­ропейского парламента. 3. Договоры прекращают применяться к заинтересованному государству со дня вступления в силу соглашения о выходе либо — при отсутствии такого соглашения — через два года с момента уведомления, предусмотренного в параграфе 2, если только Европейский совет с согласия заинтересованного государства-члена единогласно не решит продлить этот срок».

Таким образом, Великобритания остается полноправным членом Евросоюза либо до вступления в силу соответствующего соглашения о выходе, либо до 28 марта 2019 года включительно. Потеря Великобритании, на которую приходится 15% ВВП Евросоюза, безусловно, негативно скажется на общем состоянии экономики и ЕС, и Великобритании. Выход Великобритании из Евросоюза, получивший название Brexit (Брекзит) от слияния английских слов Britain - Британия и Exit - выход (чаще всего это слово во всех языках используется именно в английской транскрипции), повлечет за собой множество изначально непредвиденных последствий. Так, например, ЕС предстоит перераспределить британскую долю в расходах бюджета Союза среди оставшихся членов, поскольку Лондон уже сейчас заявляет о своем отказе финансировать участие в ЕС в полном размере. Кроме того, возникает масса вопросов о статусе граждан ЕС, работающих и проживающих в настоящее время в Великобритании (а их насчитывается почти 3 млн, в том числе свыше миллиона граждан Польши), одновременно свыше 2 млн британцев работают в странах ЕС. Не исключено и проведение соответствующего повторного референдума о выходе Шотландии уже из состава Великобритании.

Из-за попыток У. Черчилля при содействии США поставить процесс экономического объединения Европы под британский контроль, что вызвало отторжение у европейских континентальных государств, Великобритания вступила в ЕЭС только в 1973 году после долгих лет переговоров. Однако за прошедшие до британского референдума о Brexit 43 года между континентальной Европой и Британией образовались очень прочные экономические, торговые связи, а также связи между людьми. Вместе с тем в последние годы недовольство Лондона уровнем государственного управления, осуществляемого брюссельскими бюрократами (не случайно их назвали еврократами — Eurocrats), становилось все более очевидным. Великобританию не устраивали решения по приему эмигрантов из арабских государств, принятые под нажимом Германии. В какой-то степени сыграло свою роль нежелание франко-германского руководства допустить в качестве третьего члена своего мини-союза премьер-министра Великобритании, ведь ее не было среди первых шести стран — подписантов Парижского договора 1951 года. Сказывались также и сугубо экономические и социальные проблемы Великобритании, истоки которых британцы видели в недостаточно компетентном управлении Брюсселем развитием экономики и внешней торговли ЕС.

Впрочем, подобные претензии высказывают многие страны ЕС. По-видимому, многим странам свойственно (да, впрочем, и очень удобно) винить в собственных проблемах соседние государства. В какой-то степени это можно объяснить неравенством в социально-экономическом развитии, ведь, например, уровень жизни в Великобритании в 4,5 раза выше, чем в Румынии. Существуют и проблемы взаимоотношений стран внутри ЕС, особенно между странами Северной и Западной Европы, которые дотируют страны Восточной и Южной Европы, вместе с тем, по сути, стимулируя потребление собственных товаров и услуг за счет предоставляемых дотаций и кредитов. Нарастает также и недовольство лидерством Германии, которая хотя и стремится быть лидером во всм, но в одиночку не в состоянии удовлетворить растущие финансовые запросы коллег по Союзу.

В докладе Еврокомиссии «О будущем Европы» эта проблема описана как недостаток доверия и легитимности. В целом уровень доверия европейцев к самой идее интеграции Европы в единое государство на федеративной или конфедеративной основе за последние годы значительно упал. Руководитель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на этот счет был вынужден даже сделать соответствующее заявление. Сегодня в Евросоюз верит около трети европейцев, в то время как десять лет назад свои надежды на объединение всей Европы связывало свыше половины европейцев. При этом 2/3 европейцев по-прежнему видят в ЕС островок стабильности в бурлящем волатильном мире, более 80% поддерживают четыре ключевые свободы ЕС, 70% жителей еврозоны поддерживают введение единой валюты во всем Евросоюзе.

Наряду с внутренними существуют и внешние риски для функционирования Евросоюза. Прежде всего, они связаны с неопределенной позицией новоизбранного президента США Д. Трампа в отношении дальнейшего развития отношений как с ЕС, так и с НАТО. Такая ситуация рассматривается как серьезная угроза безопасности внешних границ Союза. Ведь главную роль в финансировании расходов НАТО попрежнему играют США, которые с приходом Трампа хотели бы несколько облегчить взятые на себя изначально обязательства. Кроме того, подписание с Турцией соответствующего договора о приеме сирийских беженцев несколько снизило потоки мигрантов в Европу, однако вопрос об их ассимиляции или экспатриации на родину по-прежнему остается открытым. Тем более что Эрдоган умело манипулирует существующими проблемами ЕС в собственных интересах. Часть своих внутренних и внешних проблем Евросоюз, к сожалению, связывает и с Россией. Ведь найти внешнего врага всегда легче, чем признаться в своих собственных ошибках.

Еврокомиссия в докладе «О будущем Европы», анализируя существующие проблемы в деятельности Евросоюза, даже не рассматривает возможность распада ЕС под воздействием указанных выше внешних и внутренних рисков. Жан-Клод Юнкер предложил пять сценариев дальнейшего развития ЕС. Первый сценарий предусматривает «продолжение прежнего курса» — оставшиеся 27 стран Союза будут, как и прежде, концентрироваться на реформах, проблеме рабочих мест, экономического роста и инвестициях. Второй сценарий исходит из того, что главные усилия ЕС приложит в направлении развития общего внутреннего рынка при остановке интеграционных политических процессов. В то же время «ресурсы для совместной торговли ограничены», предупреждает глава Еврокомиссии, что приведет к «росту пропасти между ожиданиями и результатом на всех уровнях». Третий сценарий предусматривает «Европу разных скоростей», работающую по принципу «кто хочет большего, тот делает больше». Интеграционные процессы будут развиваться в группе стран внутри ЕС, а страны, не желающие принимать в них участие, будут предоставлены сами себе. В результате Евросоюз может стать еще более непрозрачной и сложной структурой, предупреждает Юнкер. Четвертый сценарий предполагает концентрацию усилий Евросоюза на нескольких направлениях по принципу «меньше, но эффективнее». Технологические инновации, безопасность, миграция, защита границ и оборона останутся приоритетными направлениями, в то время как поддержка регионов, рынок труда, медицина и социальная политика вернутся в компетенцию государств. Еврокомиссия считает, что таким образом по ряду направлений можно будет достичь существенного прогресса. И наконец, пятый сценарий исходит из усиления роли еврозоны под лозунгом «Что хорошо для стран еврозоны, то хорошо для всех», имея в виду, что вхождение в валютный союз всех членов ЕС позволит им «разделять полномочия, ресурсы и ответственность за решения», то есть наращивать совместную деятельность. «Это испортит настроение той части общества, которая сомневается в легитимности ЕС и считает, что он забирает у национальных правительств слишком много власти», — предупреждает Юнкер.

25 марта 2017 года лидеры 27 стран Евросоюза отметили 60-летие римских договоров соответствующей римской декларацией, подтвердившей желание и дальше крепить единство ЕС. Ключевой момент в декларации — необходимость единства перед вызовами времени в Европе и во всем мире. Выделены четыре приоритетных цели следующего десятилетия: Европа должна быть безопасной, экономически процветающей, социально справедливой и более влиятельной на мировой арене. Приоритетный вариант сценария развития ЕС будет определен после завершения выборных кампаний во Франции и в Германии.

Тем не менее, несмотря на вполне оптимистичные прогнозы Еврокомиссии и то, что реальных предпосылок для распада Европейского союза пока не существует, журнал The Economist посвятил специальный выпуск, приуроченный к юбилейной встрече лидеров ЕС, под заголовком “How to Save Europe?” («Как спасти Европу?») [14]. Аналитики этого издания отмечают, что евробюрократам из Еврокомиссии, сталкивающимся с проблемами существования ЕС, свойственны две реакции. Они либо начинают говорить о необходимости еще большей интеграции с передачей все больших полномочий центральным властям в Брюсселе в ущерб национальному суверенитету стран — членов ЕС (против чего выступают как правительства, так и простые граждане этих стран), либо просто замалчивают существующие проблемы, надеясь на то, что все как-нибудь разрешится само собой. Между тем The Economist считает, что Евросоюз должен быть более гибким в отношениях с другими странами Европы, предоставляя им возможность более тесно сотрудничать с ЕС, но не на основе известной многоскоростной системы, предложенной когдато А. Меркель, а руководствуясь общеевропейскими интересами в рамках разноуровневой системы взаимоотношений (multi-tire system). Безусловно, в этой системе ключевая роль отводится странам с единой валютой — евро, которым потребуется большая степень интеграции, чтобы создать настоящий банковский союз наряду с валютным. Следующий уровень будет включать страны, не готовые пожертвовать частью своего суверенитета в части валюты. Некоторые страны будут заинтересованы в более тесном сотрудничестве в области обороны и внешней политики, другие — в торговле.

Кстати, подобный подход был когда-то предложен в рамках саммита Россия — ЕС, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга 31 мая 2003 года, когда была объявлена идея создания «четырех общих пространств» между Россией и ЕС: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; науки, образования и культуры.

Для еврократов же недопустима сама мысль о том, что кто-то может сам выбирать то, что ему нравится, из различных сфер деятельности ЕС, однако свобода от мнения забюрократизированного Брюсселя — это именно то, что сегодня волнует европейцев. Слишком далеки рассуждения и планы Еврокомиссии от реальных потребностей людей, жизнь которых зависит от имитации бурной деятельности еврократами. Управлять на основе единых общеевропейских стандартов легче, однако не всегда это дает результаты, на которые надеялись обычные граждане. Не случайно ученые из авторитетного европейского Центра исследований экономической политики, также опубликовавшие перед римским саммитом ЕС в марте 2017 года свое исследование под названием «Куда путь держишь, Европа?» [15], пришли к следующим выводам:

Сохранение статус-кво не поможет Евросоюзу, необходимы нестандартное мышление и смелые шаги для успешной реализации проекта Европейского союза.

Необходим радикальный пересмотр всей структуры руководства Евросоюзом, различные вопросы деятельности ЕС нуждаются в разной степени централизации.

В условиях отсутствия единого европейского самосознания реформы деятельности Евросоюза должны начинаться на национальном уровне, страны — члены ЕС должны нести больше ответственности за свои решения и действия, направленные на укрепление Евросоюза.

Существуют и иные предложения политиков, ученых экономистов и юристов, однако в нынешних условиях вряд ли стоит ожидать радикальных позитивных перемен в Евросоюзе. Как когда-то сказал Виктор Гюго, «...никакая армия не сравнится с силой идеи, время которой пришло». Значит, время таких перемен для Европы еще не наступило.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК ДЕЛОВОЙ ПАРТНЕР РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
В настоящее время отношения между Европейским союзом и российской Федерацией регулируются двусторонним соглашением о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 года (вступило в силу 1 декабря 1997 года). Была попытка реализации программы четырех пространств, о которой упоминалось ранее. В 2010 году в то время премьер-министр рФ В. Путин выступил с предложением о создании единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Однако российский призыв о создании зон свободной торговли ЕС — рФ не был услышан в Европе. В результате Евросоюз начал экономическую экспансию через двусторонние договоры, а также переговоры с США о заключении Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (Transatlantic Trade and Investment Partnership), от которого в конце концов отказались и Европа, и Америка. В то же время россия инициировала интеграцию некоторых государств на постсоветском пространстве в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). К сожалению, попытки заключить соответствующее соглашение между ЕС и ЕАЭС о создании зоны свободной торговли пока также не увенчались успехом.

Тем не менее продолжается реализация семи проектов приграничного сотрудничества, о которых шла речь в данной статье ранее. Приблизительно три процента всех компаний среднего и малого бизнеса в странах ЕС зарегистрировано с участием российского бизнеса, российских граждан или выходцами из россии. Ведь, например, только в Германии проживает около 3,6 млн русскоязычных граждан (из 82 млн населения этой страны). В России же работает свыше 6000 компаний с немецким капиталом учредителей.

В последние годы российские компании активно регистрировали свои зарубежные «дочки» в Эстонии, занявшей по итогам 2016 года первое место в Европе по условиям ведения бизнеса (в том числе предоставляя банковские кредиты представителям среднего и малого бизнеса под 6-8% годовых). Высокие места в списке стран ЕС, предоставляющих выгодные условия для ведения бизнеса российским компаниям, занимают также Дания, Швеция и Финляндия. Самый низкий налог на корпоративную прибыль (9%) в Ирландии, что также привлекает российских инвесторов. В целом, по данным справочника Doing business Всемирного банка, Евросоюз занимает лишь 40-е место в мире по условиям ведения бизнеса.

Евросоюз является главным торговым партнером России, на него традиционно приходится около 50% российского экспорта. Поэтому любые экономические проблемы Евросоюза неизбежно негативно сказываются и на России. Правда, в последние три года происходит постепенное снижение объемов товарооборота, в 2016 году он составил лишь около 200 млрд долл. США, что на 15% меньше предшествующего года. Произошло это из-за международных санкций и антисанкций, а также из-за девальвации рубля (закупки импортного оборудования в ЕС стали слишком дорогими). Тем не менее Россия удовлетворяет приблизительно 1/3 общих потребностей стран ЕС в энергоносителях. Основными торговыми партнерами России в Европе являются Германия, Нидерланды и Италия. Россия для Евросоюза не является ключевым торговым партнером, тем не менее ее доля в импорте ЕС составляет около 8%. Наряду с поставками в ЕС из России энергоносителей (нефть, газ, уголь) в 2016 году выросли объемы поставок минеральных удобрений, алюминия, меди, свинца, картона, бумаги и т.д. Однако несырьевой экспорт из России за год сократился на 18%, причем физические объемы поставок растут, а их стоимость падает. Связано это с тем, что девальвация рубля положительно повлияла на рост экспорта в Европу товаров с низкой и средней степенью переработки, в то время как объемы экспорта высокотехнологичной продукции машиностроения и автомобилестроения упали изза роста стоимости импортных сырья и комплектующих.

Негативные последствия Brexit затронут и Россию, так как основной источник иностранных инвестиций поступает в РФ из Голландии и Кипра со счетов в британских банках. Не исключено, что в переходный период прохождение этих платежей будет осложнено новыми правилами трансакций. Кроме того, Brexit несет в себе угрозу сохранности золотовалютных запасов России, ведь из около 390 млрд долл. США 80% инвестировано в ценные бумаги иностранных государств, в том числе Британии — 9,4%, ЕС в целом — около 62%. 41,5% золотовалютных запасов России номинировано в евро. Правда, в случае жесткого сценария выхода Великобритании из Евросоюза, на который приходится свыше 60% британского товарооборота, и потерей свободного доступа на этот рынок Великобритания будет вынуждена искать новые рынки сбыта для своих товаров. В этом плане страны ЕАЭС могут частично компенсировать потери, хотя их платежеспособность вряд ли будет на уровне даже самых слаборазвитых стран ЕС.

Таким образом, процессы, происходящие в Евросоюзе, одном из ближайших соседей России, всегда оказывали влияние и на экономику нашей страны. Евросоюз — это не только традиционный рынок сбыта и основной торговый партнер РФ, но и крупнейший центр геополитического притяжения других стран, с которым необходимо считаться. В условиях международных санкций особенно актуальными становятся прямые связи на уровне негосударственных, частных компаний — представителей малого и среднего бизнеса. Свобода предпринимательства поможет создать российские торговые сети в Европе с ее высоким платежеспособным спросом. С другой стороны, компании из ЕС готовы заменить прямые инвестиции поставками своего высокотехнологичного оборудования в качестве доли в уставном капитале российских предприятий.

Европейский союз поддерживает сотрудничество с Россией в сфере экономики знаний, в этом плане открываются новые возможности для экспорта образовательных услуг и культурного обмена (русские школы балета и кинематографии, русского языка, научных исследований и т.д.), спорта (школы бокса, хоккея, гимнастики и т.п.), здравоохранения. Возможны совместные проекты в области инновационных технологий, например обеспечения информационной безопасности беспилотных автомобильных средств.

Для стимулирования международных контактов российская сторона могла бы рассмотреть адресные льготы представителям бизнеса отдельных регионов стран ЕС, стремящихся к развитию бизнеса в России, например Баварии, а также некоторых областей и провинций Италии (снятие антисанкций, льготное налогообложение, государственные и банковские гарантии и т.п.).

Кроме того, на взаимной основе можно было бы рассмотреть вопрос о диверсификации состава советов директоров российских и европейских компаний за счет приглашения профессиональных независимых директоров. Приглашение иностранных независимых директоров (foreign non-executive directors) позволило бы не только повысить уровень корпоративного управления за счет социокультурного и национального многообразия, но и улучшить взаимное доверие на уровне бизнеса, которого сейчас так не хватает в двусторонних отношениях Российской Федерации и Европейского союза.